Самостоятельная работа
Тема 1. Педагогика как наука о воспитании:
1. Что определило возникновение педагогики как науки? Отметьте
правильный ответ:
1) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;
2) забота родителей о счастье детей;
3) биологический закон сохранения рода;
4) прогресс науки и техники.
5) повышение роли воспитания в общественной жизни
2. Выберите правильный ответ.
А. Объект педагогики –
1) воспитательная деятельность;
2) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;
3) воспитание человека человеком.
В. Предмет педагогики - это …
1) воспитание человека как функция общества;
2) собрание правил воспитательной деятельности;
3) определяющее развитие личности, противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
3. Составьте схему, иллюстрирующую наиболее существенные связи
педагогики с другими науками о человеке. Дайте пояснения.
4. Как Вы думаете, значение, каких наук о человеке возрастет в ближайшее
время и почему? Какие новые научные дисциплины могут появиться?
Занесите это в таблицу.
Таблица
Возрастет значение… |
Появятся такие науки, как… |
|
|
|
|
|
|
5. Используя указанные источники, проанализируйте основные категории
педагогики - воспитание, обучение, образование и заполните таблицу, вписав
во второй столбец соответствующие определения из источников.
Таблица
Источники |
Воспитание |
Признаки понятия |
|
Совпадающие |
Несовпадающие |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники |
Обучение |
Признаки понятия |
|
Совпадающие |
Несовпадающие |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники |
Образование |
Признаки понятия |
|
Совпадающие |
Несовпадающие |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
6.Дополните понятия.
1) Формирование - это процесс
2) Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков - это процесс
3) Самовоспитание
2) Специально организованное
3) Процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов
6) Социализация
Тема 2.Методология педагогики. Методы и организация педагогического исследования
1. Распределите все действия педагога-исследователя в логической последовательности.
Методы педагогического исследования
3. Какое из наблюдений можно отнести к методу педагогического исследования?
А. Дежурный учитель наблюдает за порядком в школьной столовой.
Б. Педагог ведёт наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса.
В. Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников.
Г. На экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьёв.
4. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика беседы и анкетирования как методов педагогического исследования:
Таблица
Название метода |
Беседа |
Анкетирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен
1. Докажите тезисы, характеризующие функции современного образования. Воспользуйтесь изданием: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб, 2009. С. 63-67
Образование является одним из оптимальных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
Образование — это
2.Используя материал учебного пособия Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – М., 2001, дайте краткую характеристику моделей образования и заполните таблицу.
Таблица
№ пп |
Модели образования |
Характеристика |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
2.В Федеральном законе «Об образовании в РФ» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию учащихся в духе любви к Родине». Как и насколько, по-вашему, реализуются на практике эти положения закона в современной России? Почему?
4. Заполнить таблицу.
Таблица
Современные парадигмы образования |
Краткая характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 4.Содержание образования как фундамент культуры
личности
1.Заполните следующую таблицу.
Таблица
Содержание образования – это … |
Признаки понятия |
|
Совпадающие |
Несовпадающие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Перечислите основные принципы отбора содержания образования по В.В.Краевскому и дайте их краткую характеристику.
3. Дайте краткую характеристику двум теориям отбора содержания образования, заполняя таблицу. Воспользуйтесь изданиями:
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2009., или Педагогика / В. А. Сластёнин и др. – М., 1998., или Сластёнин
В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.
Таблица
Основные характеристики |
Теории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Верна ли формула: школьники изучают основы наук? Выберите верный ответ и обоснуйте его:
А) Формула верна: всю науку в школе не осилить, изучаются только основы наук;
Б) Данная формул верна, но неполна: школьники овладевают не только основами наук, но и основами деятельности, опытом человечества, основами искусства, изучая обычаи и традиции;
В) Формула неверна: в школе изучаются учебные предметы – особые дидактические конструкции, содержащие материал, отобранный в соответствии с утвержденным учебным планом и программами.
Не нашли готовую?