План.
Введение.. .3
1.Основные положения системы педагогических взглядов А.С. Макаренко. . 6
2.Воспитание в коллективе и в труде. 9
3.Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. 14
4.Воспитание детей в семье. 17
Заключение. 18
Список используемой литературы. 19
Введение
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ПОСТОЯННО СОЗДАЁТ ситуации, привлекающие наше внимание к правам и ценностям конкретной личности. Изменение социокультурной ситуации в стране привело к востребованности таких качеств личности, как автономность, самостоятельность, независимость, свобода воли, активная жизненная позиция. Новые условия не могли не повлиять на содержание воспитания.
В последние годы в педагогической литературе понятие «воспитание» часто встречается в таком словосочетании — гуманистическое воспитание. Во многих публикациях это понятие анализируется, дается его определение. Гуманистическое воспитание рассматривается как целенаправленный и организованный процесс создания благоприятных условий для максимально полной самореализации воспитанника. Отсюда нередко делается вывод, что гуманистическое воспитание, являясь личностно-ориентированным, несовместимо с воспитанием личности в коллективе.
Макаренко, о чём будет идти речь в работе, наоборот, считал воспитание совместимым с воспитанием личности в коллективе.
Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность Родине. Именно здесь, в условиях хозяйственной семейной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
Диалогизация процесса воспитания вовсе не означает возврата к «парной педагогике», о которой в свое время неодобрительно отзывался А.С.Макаренко. «Парная педагоги¬ка», по сути, ограничивается отношениями воспитателя и воспитанника. Это не обеспечивает действенности воспитания. Участниками диалога могут быть воспитатель и воспитанник, воспитатель и коллектив, воспитанник и коллектив. С другой стороны, составляющие диалогических отношений (искренность, открытость к сотрудничеству, принятие, эмпатия и др.) исключают подавление одного участника общения другим (в данном случае воспитанника воспитателем), которое всегда вызывает вполне объяснимое сопротивление со стороны ребенка. Именно эту сторону «парной педагогики» и критиковал А.С.Макаренко, предложив в качестве альтернативы воздействие коллектива сверстников в сочетании с индивидуальным подходом педагогов к каждому воспитаннику.
В современной педагогике гуманистические отношения в коллективе рассматриваются в качестве одного из важнейших условий его сплоченности и воспитательной эффективности. Поэтому не выдерживают критики попытки представить коллектив виновником всех недостатков и промахов школьного воспитания. Ведь как в отечественной, так и в зарубежной педагогике есть немало примеров идеальных детских сообществ, обеспечивающих развитие уникальности каждого ребенка — члена коллектива, ратующих за уважение его точки зрения, утверждение чувства собственного достоинства и возвышение авторитета личности. Детский коллектив, достигший высокого уровня развития остается важнейшим инструментом воспитания.
Цель нашей работы – рассмотреть гуманизм идеи Макаренко.
Задачами является рассмотрение:
1.Основных положений системы педагогических взглядов А.С. Макаренко.
2.Воспитания в труде и коллективе.
3.Воспитания чувства долга и чести, воспитания воли, характера и дисциплины.
4.Воспитания детей в семье.
Не нашли готовую?