Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Диагностика развития речи старших дошкольников

Артикул:  09866
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые контрольные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  15  стр.
Стоимость:  240   руб.

Краткое описание


Диагностика развития речи старших дошкольников.

2.Диагностика развития речи старших дошкольников.

2.1.Диагностика развития речи дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет.

Методика "словарная мобильность".

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного резульгата.

Задание А 

Придумай как можно больше слов на букву С. 

Время 1 мин. 

Оценка.

6 - 7 слов - высокий уровень; 

4 - 5 слов - средний,  

2 - 3 слова - низкий.

Задание Б. 

Оканчивание слов. 

 Задание В 

Образование предложений с данными словами.

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

Оценивается правильность составления фразы.

Задание Г. 

Подбор рифмы.

Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этимсловом рифмуются. Слово это будет "день" ". 

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. 

Время работы с одним словом - одна минута. 

Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание Д 

Словообразование

Как будет называться маленький предмет? 

мяч - мячик; 

рука - ...; 

солнце - ...; 

трава - ...; 

плечо - ...; 

ухо - ...; 

таз - ... 

Оценка.

6-7 баллов - высокий уровень, 

4-5 баллов - средний, 

2-3 балла - низкий.

Задание Е

Словообразование

Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо - ...; 

дерево - ...; 

снег - ...; 

пух - ...; 

бумага - .... 

Оценка.

4-5 баллов - высокий уровень, 

2-3 балла - средний, 

0-1 балл - низкий.

Задание Ж 

Общий словарный запас

Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? 

Оценка.

6-7 баллов - высокий уровень, 

4-5 баллов - средний, 

2-3 балла - низкий.

Задание З

Исследование особенностей звукового анализа слова

Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.

Безошибочное выполнение - высокий уровень, 

1-2 ошибки - средний, 

3 и более ошибок - низкий.

Результаты методики диагностики развития речи

В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет и 5 месяцев. 

Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.

С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.

Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.

Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо.

Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.

2.2.Диагностика развития речи у детей в возрасте от 6 до 10 лет

Методика Эббингауза

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Инструкция: "Расставь точки".

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 

1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".

2. "Прочитай и перескажи".

                                         Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

                                        Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. 

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

                                           Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

                                         Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

- Вы не видели моих птенцов

- А какие они?

- Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1.Девочка, альбом, рисунок.

2.Ребенок, чашка, молоко.

3.Из, клетки, чиж.

4.Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

задание для углубленной диагностики.

"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".

1.В, поют, хоре, девочки

2.Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.

Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".

Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.

Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза.

Задание 1

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3' (зъ). Слушай:

С', Ц', 3', Т ', 3' ".

Задание 2

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках"

Далее учитель называет следующие пары:

трава - дрова, уточка - удочка, крыша - крыса, мишка - мышка, бочки - почки.

Задание 3

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно. 

Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д".

Задание 4

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

Задание 5

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово "сковородка".

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные".

Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание 6

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".

Задание 7

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

Задание 8

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

...
...

Способы оплаты: