ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…3
1.АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА...3
1.1.Специфика аналитических жанров…6
1.2.Возникновение и развитие аналитических жанров в Российской журналистике...11
2.АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СМИ…21
2.1. Аналитические жанры в современной журналисткой практике XXI веке…21
2.2. Аналитические жанры в практике ведущих Российских изданиях (на примере российских газет) «Аргументы и факты» «Комсомольская правда»...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…32
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX — начале XXI в. в России происходит слом социальной системы: вместо существовавшей до этого плановой экономики создается рыночная система хозяйствования. Происходит замена прежних социальных институтов новыми. Меняется и система средств массовой информации. Возникают СМИ, ориентированные на решение задач рыночного плана. Среди них — СМИ аналитического характера. Их появление — ответ на потребности общества в информации, способствующей осмыслению процессов переходного периода. В начале 1990-х годов стали появляться популярные аналитические передачи на радио и ТВ, возникли новые печатные издания, в которых обсуждаются проблемы экономики, политики, бизнеса и т.д.
Одной из наиболее примечательных черт СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным - она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой.
Сложность аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации по различным основаниям. Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Таким образом, аналитические жанры нацелены н первую очередь на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
Аналитика может присутствовать в СМИ каждой из этих групп, в том числе и в бульварных. Но все-таки главная ее площадка — это качественные издания. При этом СМИ, выходящие редко, имеют возможность давать больше аналитики. Чаще всего в настоящее время аналитика присутствует в качественной прессе, занимая большую часть страниц издания или времени в передаче. В гибридных СМИ анализу подвергаются проблемы, как правило имеющие локальный характер. А вот в бульварной прессе аналитика — не очень желанный гость, так как она «утяжеляет» характер изданий. Но вместе с тем совсем обойтись без нее трудно. Например, те же события в шоу-бизнесе, о которых так часто рассказывают массовые издания, нуждаются в комментариях и обобщениях. В разных СМИ публикуются аналитические тексты разного уровня мастерства, часто они выглядят очень слабыми. Нередко встречается в современной прессе и псевдоаналитика — тексты, посвященные надуманным проблемам. За аналитической формой таких публикаций обычно скрывается то, что серьезные журналисты называют словоблудием. А порой авторы выдают за аналитические тексты публикации чисто пропагандистского плана.
Роль аналитической журналистики значительно возрастает в условиях, когда средства массовой коммуникации выполняют определенные обязательства перед обществом: материалы, соответствующие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности, не должны прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств. Журналист становится ученым-исследователем, не имеющим права на ошибку: он несет ответственность за то, каким мир предстанет завтра.
Цель исследования – рассмотреть особенности аналитических жанров на современном этапе.
Цель исследования обусловила следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику аналитических жанров.
2. Изучить возникновение и развитие аналитических жанров в Российской журналистике.
3. Рассмотреть аналитические жанры в современной журналисткой практике XXI веке.
4. Охарактеризовать аналитические жанры в практике ведущих Российских изданиях (на примере российских газет) «Аргументы и факты» «Комсомольская правда».
Объект исследования – аналитическая журналистика
Предмет исследования – особенности аналитических журналистов на современном этапе.
Новизна исследования. Сформулированные в работе выводы могут быть использованы в процессе новых исследований для повышения интереса к аналитической журналистике, а также востребованы специалистами в области психологии и социологии.
Методы исследования – анализ аналитических СМИ.
Структура работы включает введение, две части, заключение и список используемой литературы.
Не нашли готовую?