Содержание
Введение…3
Глава 1. Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации
1.1.Общая характеристика девиантного поведения несовершеннолетних…6
1.2.Факторы, приводящие к девиантному поведению подростков…8
1.3.Направления организации трудовой деятельности с подростками девиантного поведения..18
Глава 2. Пропедевтика девиантного поведения учеников в процессе трудового обучения средствами игровой деятельности
2.1.Анализ средств пропедевтики девиантного поведения учеников в процессе трудового обучения средствами игровой деятельности..23
2.2.Пропедевтика девиантного поведения на уроках трудового обучения…24
Заключение…29
Список литературы…31
Введение
Начальные представления о теме исследования: Данную тему рассматривали много ученых, среди которых педагоги, юристы, психологи, социологи и другие. Так, как эта тема касается нашего молодого поколения, то она является объектом изучения и исследования многих научных работников. Известный доктор юридических наук Е. Ермаков отмечал, что подросткам с проявлениями девиантного поведения присущее упрямство и они не чувствуют боль других, на первом месте – в них деформация в морально-эмоциональной сфере. Известный психолог В. Оржеховская, также рассматривала данный вопрос. Характеризуя подростков девиантного поведения она выделяет такие группы:
– конфликтно-ситуационные с подавляющей позитивной направленностью;
– неуравновешенно-ситуационные с подавляющей негативной направленностью;
– неустойчивые с преимущественно негативной направленностью; [24, с. 36].
Характеристика личности подростков с отклонениями в поведении у ученых педагогов В. Процюк, Л. Кацинской, М. Кравченко характеризуется так:
первая группа – преобладают позитивные потребности в социальном общении, но есть незначительные обезображивания. Отношение к обучению позитивно, работоспособность относительно высока. Правонарушение для них случайное явление, которое стало возможным благодаря случайной ситуации.
Вторая группа – трудновоспитуемые подростки, которые формировались в среде с незначительным отклонением. Ослабленный интерес к обучению, они изолированы в коллективе. Склонные к употреблению наркотических веществ.
Третья группа – формируются в неблагоприятной среде. Склонные к употреблению спиртных напитков, любят драки. Выявляют высокую трудовую активность, видя в этом смысл самоутверждения, возможность заработать деньги.
Четвертая группа – преимущественно ведут потребительский образ жизни. Как правило, это – неуспевающие ученики. Кражи – их основные правонарушения.
Но все же, эти научные работники больше обращали свое внимание на теорию, а чем на практику, потому данная тема является не достаточно изученной на сегодняшний день, это также предопределено тем, что большинство проблем на которых обращают внимание наши граждане касаются преимущественно экономического, а не социального характера. Поэтому судить о степени изученности данной проблемы достаточно сложно [1, с. 11-12].
Проблема: Данная проблема является достаточно актуальной для нашего общества, ведь число подростков с девиантным поведением постоянно растет. Проблема девиантности является чрезвычайно серьезной, так как она касается нашего молодого поколения. Ведь, проявляясь еще в подростковом возрасте она с каждым годом приобретает все большую сложность. Если подростку не помочь исправить такое поведение, то это может спровацировать более серьезные последствия в будущем. Поэтому специалистам различных отраслей нужно обращать внимание на данную проблему и пытаться ее решать.
Объект исследования: пропедевтическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению.
Предмет исследования: процесс трудового обучения как средство работы пропедевтики с подростками, склонными к агрессивному поведению.
Цель исследования: определить, дидактично обосновать и экспериментально проверить возможности трудового обучения в 5-7 классах общеобразовательной школы как основы для пропедевтической работы с подростками, склонными к агрессивному поведению.
Задачи исследования:
-дать общую характеристику девиантного поведения несовершеннолетних;
-рассмотреть факторы, приводящие к девиантному поведению подростков;
-изучить направления организации трудовой деятельности с подростками девиантного поведения;
-проанализировать средств пропедевтики девиантного поведения учеников в процессе трудового обучения средствами игровой деятельности;
-практически обосновать эффективность пропедевтики девиантного поведения на уроках трудового обучения.
Не нашли готовую?