План
Введение….3
1.Цели, задачи и условия проведения консультирования в социальной работе…6
2.Этапы консультативной беседы…7
3.Основные принципы проведения консультативной беседы социального работника с клиентом...12
Заключение…14
Список используемой литературы…16
Введение
В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента.
Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Оно является важным элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов.
Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Консультирование предназначено для оказания помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Необходимым теоретическим обоснованием консультирования служит представление о многоуровневой структуре общения, включая эмоциональное выражение, убеждение, информирование.
Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента социальной службы:
- Психологическое (консультирование как помощь практически здоровым людям при каких-либо имеющихся у них психологических проблемах)
- Консультирование по правовым вопросам
- Консультирование по вопросам семьи (программа “Планирование семьи” и ей подобные) и брака
- Консультирование по материальным и жилищным вопросам
- Консультирование по вопросам трудоустройства и др.
В социальной работе при психологическом консультировании используются элементы следующих направлений и школ:
• Психоанализ
• Индивидуальная психология А. Адлера
• Экзистенциальный подход
• Клиентоцентрированная терапия К. Роджерса
• Рационально - эмотивная терапия
• Гештальт – подход
• Бихевиоральный подход
В социальной работе возможно использование различных моделей консультирования. Условно их можно разбить на:
1.“Объектно – манипулятивные, в которых клиент и его затруднения принимаются как объект внешней диагностики и воздействия посредством различных методик и техник с целью изменения в направлении, определенном экспертом – консультантом (это консультирование в бихевиоральной, рационально–эмотивной психотерапии и нейролингвистического программирования).
2.Субъектно-феноменологические, в которых акцент делается на понимании, прояснении и изменении субъективного феноменологического мира клиента “изнутри”. При этом клиент выступает в качестве главного аспекта, определяющего направление изменений, а консультант – в качестве фасилитатора происходящих изменений (это центрированный на человеке подход К. Роджерса, экзистенциальная психотерапия, гештальт – терапия, аналитическая психология К. Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера)”.
“В процессе консультирования можно решить следующие задачи:
1.Достичь глубокого понимания проблемной ситуации глазами клиента, “изнутри” (эмпатия по К. Роджерсу)
2.Оказать при необходимости эмоциональную поддержку клиенту, ободрить, вдохновить на основе прочувствования консультантом его состояний
3.Помочь клиенту достичь глубокого осознания и осмысления своей проблемной ситуации. Средствами здесь могут быть эмпатия, активное слушание, адекватная обратная связь клиенту со стороны консультанта, который с одной стороны, максимально полно проживает ситуацию “здесь и сейчас”, и поэтому стремится глубоко понять клиента, а, с другой стороны, консультант осознает эмоциональные реакции по поводу происходящего, рождающееся в его собственном мире. Обсуждение – диалог с клиентом впечатлений и наблюдений консультанта делает возможным для клиента иные варианты восприятия и отношения к обстоятельствам своей проблемной ситуации.
4.Этот процесс позволяет клиенту на основе изменившегося видения, осознания и переосмысления ситуации и себя в ней совершить наилучшие выборы и решения”.
Таким образом, “консультативный процесс представляется аналогичным процессу индивидуального переживания, совладения с ситуацией невозможности, кризиса, который, однако, осуществляется совместно в психологическом единстве клиента и консультанта. Отличие же определяется тем, что в данный процесс активно вовлекаются личностные и профессиональные качества консультанта как инструменты и ресурсы движения. Можно сказать, что консультирование – это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы” .
В данной работе речь пойдет о принципах психологического консультирования, как одном из наиболее распространенных видов социальной помощи населению в рамках социальной работы. Но для начала рассмотрим как и для чего проводится социальное консультирование.
Не нашли готовую?