Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Контрольная работа по современному русскому языку
Для студентов 2 курса заочного отделения (2012/2013 уч. г.)
Морфология II
Раздел 1. Текст для анализа.
Карл Иваныч утромразбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой – из сахарной бумаги на палке – по мухе. Я высунул нос из-под одеяла, скинул убитую муху на пол и хотя заспанными, но сердитыми глазами окинул Карла Иваныча. Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах, продолжал ходить около стен, прицеливаться и хлопать. «Положим, – думал я, – я маленький, но зачем он тревожит меня? Ах, отчего он не бьет мух около Володиной постели? вон их сколько! Нет, Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, – прошептал я, – как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает... фу, противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные! И пусть он не будит меня больше!».
– Скоро вы будете готовы? – послышался из классной голос Карла Иваныча.- Одевайтесь-ка побыстрее! В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник.
Я живо оделся, умылся и, еще с щеткой в руке приглаживая мокрые волосы, явился на его зов. Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. В числе предметов, лежавших на полочке Карла Иваныча, был один, который больше всего мне его напоминает. Это – кружок из картона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпеньков. На кружке была наклеена картинка, представляющая карикатуры какой-то барыни и парикмахера.
Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте, что по одному этому порядку можно заключить, что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна. Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься наверх, в классную, смотришь – Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. Иногда я заставал его и в такие минуты, когда он не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались.
Налево от доски в классе был угол, в который нас ставили на колени. Как мне памятен этот угол! Помню заслонку в печи, отдушник в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали. Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч: ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, – а каково мне?» – и начнешь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены; но если вдруг упадет с шумом слишком большой кусок на землю – право, один страх хуже всякого наказания. Оглянись на Карла Иваныча, – а он сидит себе с книгой в руке и как будто ничего не замечает.
Карл Иваныч снял халат, надел синий фрак с возвышениями и сборками на плечах, оправил перед зеркалом свой галстук и повел нас вниз – здороваться с матушкой.
(Л.Н.Толстой. «Детство»)
ЗАДАНИЯ:
1. Определите, сколько в тексте моментов речи, сколько говорящих.
2. Дайте характеристику временного плана каждого момента речи. Для этого определите, какие события (прошедшие, настоящие или будущие) описываются, укажите, глаголы каких времен использованы в каждом моменте речи (приведите примеры)..При анализе речи автора обратите внимание на прямое и переносное употребление форм времени.
3. Подчеркнутые слова охарактеризуйте по следующим схемам:
ГЛАГОЛ. Спрягаемые формы: начальная форма, вид, видовая пара для парных по виду глаголов, переходность-непереходность, залог, наклонение, значение наклонения, время, значение времени, спряжение, лицо, значение лица по степени обобщенности субъекта. Инфинитив: вид, видовая пара для парных по виду глаголов, переходность-непереходность, залог. Причастие: инфинитив, вид, видовая пара для парных по виду глаголов, переходность-непереходность, залог, время, суффикс, образовавший причастную форму, рож, падеж, число. Деепричастие: инфинитив, вид, видовая пара для парных по виду глаголов, переходность-непереходность, суффикс, образовавший деепричастную форму.
НАРЕЧИЕ: разряд по значению, способ словообразования.
СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ: разряд по значению.
ПРЕДЛОГИ: значение, структурная характеристика.
СОЮЗЫ: функция, значение.
ЧАСТИЦЫ: функция, значение.
МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА: значение.
МЕЖДОМЕТИЕ: значение.
4. Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глаголов «сделать», «увидеться». Укажите формообразующие суффиксы. Обращайте внимание на вид и переходность-непереходность глаголов при образовании причастных и деепричастных форм!
Раздел 2.
ЗАДАНИЕ: Объясните, где допущена ошибка в предложениях и дайте исправленный вариант. Дефектный вариант не переписывайте.
1) Выбрав и заказав понравившийся Вам шарф, служба доставки нашей компании в кратчайшие сроки осуществит доставку Вашего заказа (реклама интернет-магазина Sela).
2) Маленькой и смелой Герде, отправившей в опасное путешествие, чтобы спасти своего друга Кая, предстоит столкнуться с этим холодным миром Снежной королевы (e1.ru. 14.01.2013)
3) Действие фильма разворачивается в расположенном в туманных горах особняке Глен Манор, с тайнами прошлого и посещаемый привидениями в настоящем (е1.ru, 10.09.2012).
Раздел 3.
ЗАДАНИЕ: Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и необходимые знаки препинания. Орфографию и пунктуацию объясните.
Текст для анализа
Если любой здрав…мыслящий человек попытался б представить как Чехов Блок или Булгаков относились бы к нынешним либ…ральным витиям он бы натурально ужаснулся.
Своим о(п, пп)онентам либеральная инте…игенция очень любит рекомендовать читать «Бесов» Достоевского и тут в…бще все переворачивает…ся с ног на голову. Потому что «Бесы» именно что антилиб…ральный роман и к столь л(и, е)леемому либ…ралами февралю 1917 года имеет отношение куда большее чем к октябрю.
Между прочим царя свергли либ…ралы а то мы все время забываем об этом. И отречение его то (же) приняли не повер…те либ…ралы. Большевики да забрали у них власть то (же), кстати, фактически бескровно но никакого желания воевать по этому поводу не из…являли. Однако от созидательной государстве…ой деятельности их (на) долго отвлекло (анти)советское либ…ральное подполье и воен…ые походы организова…ые генералами не желавшими расстават…ся с завоеваниями февраля – ну, то есть, патентова…ыми либ…ралами.
(По эссе З. Прилепина)
Составители: Е.В.Горина, О.Ф. Автохутдинова
Утверждено на заседании кафедры русского языка и стилистики
Не нашли готовую?