Дисциплина «Русский язык и культура речи»
Упражнения:
1.Поставьте правильное ударение в словах:
Алкоголь, альков, баловать, банты, бармен, благами, всех возрастов, дозвонишься, две доски, завидно, он заключит, закупорит, звонит, каталог, коклюш, красивее, мусоропровод, некролог, обеспечение, посаженный под замок, продал, проклятый, камень, сливовый, люди, различаются по средам общения, средствами, танцовщик, торта, украинский, флюорография, ходатайство, яслей, маркетинг, нет петель, надпись на двери, в стенах академии, новорожденный, вручит, жалюзи, осведомить, щавель, колледж (и колледж)
2. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употребленные слова:
1. В Х веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры и князья.
2. В начале ХII века с половцами был заключен выгодный для России мир.
3. Петр I снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.
4. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
3. Нормы лексической сочетаемости нарушены в предложении:
1. Живой труп.
2. Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты
3. Повысить кругозор.
4. Уделить значение.
5. Моя бабушка любит народный фольклор.
6. В читальный зал в одежде не входить.
7. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
8. Речной порт производит мужчин на постоянную работу портовыми рабочими.
9. Большая половина класса не пришла на занятия.
10. При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.
11. Его цепями пригвоздили к дереву.
12. Она жила по расписанию, так что у нее семь пятниц на недели.
13. Войдя в вагон, он тронулся.
14. Слово представляется Петрову.
15. Разрешите предоставить вам доктора Петрова.
16. Неминуемый успех.
17. Ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом.
4.Подберите к данным словам синонимы:
1. Отчизна –
2. ошибка –
3. есть –
4. смеяться –
5. близкий -
6. замолчать –
7. сказал –
8. капитальный –
9. воспоминания –
10. дружба –
подберите слова – синонимы к заимствованным словам:
1. абитуриент –
2. приоритет –
3. фатальный –
4. дефект –
5. аудитор –
6. альтруизм –
7. лимит –
антонимы к словам:
1. эгоист –
2. позитивный –
3. трусость –
4. никто –
5. установите значение слова:
1. перманентный 2. акцентировать 3. узурпировать 4. деградировать 5. симулировать 6. фатальный 7. нивелировать
|
А. уравнивая, сглаживать, уничтожать различия между кем – либо, чем – либо. Б. Роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный В.Ухудшаться, вырождаться, опускаться Г. Производить незаконный захват власти, прав, полномочий. Д. Непрерывно продолжающийся, постоянный. Е. Выдвигать на первый план, подчеркивать какую-либо мысль Ж. Притворяясь, создавать ложное представление о наличии чего-либо. |
6. Подчеркните одушевленные имена существительные.
Макароны, рельсы, недра, качели, кудри, кудряшки, кавычки, перила, погоны, чернила, румяна, туфли, брюки, гастроли, инициалы, шахматы, грабли, опилки.
Адресат, насекомое, батальон, стадо, рой, животное, лицо (человек), лицо (часть головы), кентавр, дракон, валет, ферзь, козырь, войско, яблоня, матрёшка, петрушка (кукла), петрушка (растение), робот, статуя, гном, коллектив, товарищество.
7. Укажите в скобках род имен существительных.
Мозоль ( ), рояль ( ), тюль ( ), вуаль ( ), толь ( ) шампунь (), ваниль ( ), депо (), интервью (), маэстро (), мадемуазель ( ), авеню ( ), кольраби ( ), какаду (), пони (), шоу( ), алиби ( ), казино (), караоке (), купе (), сулугуни ( ), замглавврача ( ), цеце ( ), Батуми ( ) кофе ( ), день рождения ( )
8.. «Расшифруйте» аббревиатуры, укажите их род:
АСУ –
ДПС –
ДТП –
ЕЭС –
ЖКХ –
ЗАГС –
ЛДПР –
9. подчеркните существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа:
золото, серебро, щавель, пух, молодежь, студент, студенчество, мысль, ивняк, ива, свист, электорат, печенье, пряник, белизна, яблоня, сливки.
10. подчеркните существительные, имеющие только форму множественного числа:
Макароны, рельсы, недра, качели, кудри, кудряшки, кавычки, перила, погоны, чернила, румяна, туфли, брюки, гастроли, инициалы, шахматы, грабли, опилки.
11. допишите окончания именительного падежа множественного числа:
доктор, договор, директор, профессор, ректор, скульптор, снайпер, бухгалтер, мастер, сторож, инженер, шофер, рапорт.
12. образуйте, если возможно, краткую форму прилагательных:
Виртуозный –
Пластмассовый –
Кривой –
Коричневый –
Священный –
Усталый –
Болезненный –
Мягкий –
13. Отметьте предложения, в которых числительные употреблены правильно:
1. Из распечатанного ящика дядя бережно достал обоими (обеими) руками две головки сыра
2. Улица Немига стала складываться еще в ХII веке по обеим сторонам небольшой, но своенравной реки.
3. За домами дворик, куда выходят двери обоих зданий.
4. «Волк и семеро – козлят» - одна из самых известных народных сказок.
5. Над этой задачей долго ломали голову пятеро умниц.
6. Три сестры.
7. Две пары брюк (двое брюк).
8. Эксперимент продолжался двадцать двое суток ( двадцать два дня).
9. Одни часы.
14. Просклоняйте числительные, записав цифры словами:
7,1000, 40, 3579
15. Укажите правильно составленную грамматическую конструкцию (предложение).
1. а) Проголосовали двести восемьдесят шесть депутатов.
б) Проголосовало двести восемьдесят шесть депутатов.
2. а) Были зарегистрированы 12 человек.
б) Было зарегистрировано 12 человек.
3. а) Три известные спортсмены.
б) Три известных спортсмена.
4. а) Часть студентов живет в общежитии.
б) Часть студентов живут в общежитии.
5. а) Несколько студентов записалось на семинар по выбору.
а) Несколько студентов записались на семинар по выбору.
16. отметьте словосочетания, в которых формы глаголов образованы неправильно. Исправьте ошибки.
1. Поласкает белье –
2. Кудахчет курица –
3. Покладу книгу на стол -
4. Давайте выключим свет и зажгем свечи. -
5. Поспорим, что я затмлю любого из вас в знании географии. -
17. поставьте в форму Р.П. ед.ч. следующие фамилии:
Ольга Ли –
Николай Седых –
Ольга Молчан –
Константин Живаго –
Владимир Гашкевич –
Виктория Деревянко –
Иван Ремчук –
18. Отметьте предложения, в которых нарушены морфологические нормы. Исправьте ошибки:
1. Я ведь и полслова на ихнем языке не понимаю! -
2. Саша умел интересно рассказывать анекдоты, и около него на вечеринках собиралось много ребят.
3. На снегу были видны следы некого зверя. -
4. К никакому врачу старик не обращался и никаких таблеток не принимал. –
5. Над кое – чем, видимо, еще придется поработать. -
6. Оружия при их не было.
19. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы образования особых форм глагола. Исправьте ошибки:
1. Татьяна стояла, оперясь руками о спинку стула. -
2. Интересно, будет ли создан препарат, окончательно победящий вирус гриппа. -
3. Мне ещё не встречались люди, легко и с радостью признававшие бы свои ошибки. –
4. Алексей, ждав худшего, почти не огорчался.
5. Сергей Иванович обратил внимание на парня, черчушего на песке палочкой какие-то необычные схемы.
20. Определите стиль приведенного ниже текста:
20.1. В неизвестном населенном пункте проживала гражданка по кличке Красная Шапочка (настоящее имя не установлено). Такого-то числа такого-то года она вышла из дому. При себе гражданка К. имела сверток, который должна была передать гражданке Бабушке (настоящее имя не установлено) в заранее установленном месте, а именно у вышеупомянутой по месту жительства. Гражданка бабушка имела приватизированный земельный участок и место проживания недалеко от места жительства гражданки Красной Шапочки, но в силу преклонного возраста не могла самостоятельно вести хозяйство.
20.2. Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура
20.3. Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподаётся в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми...
20.4. Даримая вещь должна быть многовариантна по способам использования, индифферентна к нагреванию и ударам, имманентна с эмоционального угла восприятия, континаульна при прохождении квантованного пространственно-временного континуума, дискретно образна для спонтанных церебрально-цефалических конвергенций при возбуждении зрительных участков коры головного мозга и аксонометрична при паллиативной структуризации ригидных дегуманизирующих факторов.
Не нашли готовую?