Задание 1. «Морфологическая норма»
1. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования (при необходимости обращайтесь к словарям).
бухгалтер, год, договор, инженер, инспектор, инструктор, конструктор, лагерь, отпуск, сектор, слесарь, соболь, токарь, тополь, торт, трактор, цех, шницель, шофёр.
Образец: ветер – ветры, ветра (разг.)
2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:
апельсины, бананы, башкиры, гектары, граммы, грузины, дебаты, казахи, килограммы, комментарии, консервы, коррективы, критерии, кулуары, мандарины, монголы, нервы, носки, осетины, погоны, помидоры, рельсы, сапоги, томаты, чулки, шахматы, шпроты, эскимосы, эфиопы, якуты – якутов.
Образец: баклажаны – баклажанов (доп. баклажан); лезгины – лезгин.
3.Определите род данных существительных. Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное или причастие + существительное»:
авеню, алиби, амплуа, антраша, атташе, Баку, бра, бри, буржуа, бюро, варьете, визави, галифе, гризли, денди, загс, инкогнито, интервью, камикадзе, Капри (остров), кашне, кашпо, кимоно, кольраби, коммюнике, конферансье, крупье, кюре, лассо, либретто, маэстро, МГУ, меню, Мехико, МИД, Миссисипи, Нагасаки, Осло, клише, Колорадо, пенальти, портмоне, рантье, резюме, рефери, РОЭ, сирокко, суахили, сулугуни, Сухуми, «Таймс», танго, Тарту, ТАСС, Токио, торнадо, фарси, фойе, ханжа, Хельсинки, хобби, Хоккайдо, цеце, эсперанто.
4. Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных:
вязкий, гибкий, гадкий, дешёвый, долгий, жалкий, жёсткий, жидкий, звонкий, ломкий, мелкий, отлогий, плоский, поздний, прыткий, ранний, тяжкий, хлёсткий, чёткий.
Образец: бойкий – бойче, бойчее; сладкий – слаще
5.Просклоняйте числительные: 231, 1715, 8342
Просклоняйте числительные: 6213, 21, 1248.
Итак, просклоняем данные числительные по падежам;
Именительный падеж:
Шесть тысяч двести тринадцать, двадцать один, одна тысяча двести сорок восемь, двести тридцать один, тысяча семьсот пятнадцать, восемь тысяч триста сорок два
Родительный падеж
Шести тысяч двухсот тринадцати, двадцать одного, одной тысячи двухсот сорока восьми, шести тысяч двухсот тринадцати
Двести тридцати одного, тысячи семьсот пятнадцати, восьми тысяч триста сорока двух
Дательный падеж
Шести тысячам двухсот тринадцати, двадцать одному, одной тысячи двухсот сорока восьми.
Двести тридцать одного, одно тысячи семьсот пятнадцати, восьми тысяч триста сорока двум
Творительный
Шестью тысячами двухсот тринадцатью, двадцать одной, одной тысячью двухсот сорока восемью.
Двести тридцать одним, одной тысячью семьсот пятнадцатью, восьмью тысячам триста сорока двум.
Предложный
Шести тысячах двухсот тринадцати, двадцать одном, одной тысяче двухсот сорока восьми.
О двести тридцать одном, об одной тысячи семьсот пятнадцати, о восьми тысячах триста сорока двух
Примечание
При выполнении заданий следует обращаться к словарям и справочникам, указанным в Списке рекомендуемой литературы.
Синтаксическая норма:
1. Правила управления.
Выберите варианты из скобок, чтобы словосочетания обладали смысловой ясностью, а также грамматической и синтаксической правильностью:
А. 1) оплатить- заплатить (расходы, счет, проезд, питание, проживание, работа, билеты, продукты, мебель);
2) скучать по…( близкие, она, вы, мы);
Благодаря (войне, катастрофе, победе); согласно (распоряжения, распоряжению); заведующий (магазина, магазином); три (новые, новых) состава, вопреки (доказательства, доказательству).
Б. Благодаря войне; Согласно распоряжения; Заведующий магазина; Три новых состава; Вопреки доказательства;
Исправьте ошибки, возникшие при употреблении причастных и деепричастных оборотов.
1.Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах Правила использования причастных и деепричастных оборотов.
1) Современного ракетостроения. 2) В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой. 3) Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 4) Открыв окно, запахло соснами. 5) Стоя на платформе, быстро подошел поезд. 6) Не пытаясь изобретать Америку, родилась идея. 7) Однажды, ведя урок в девятом классе, девушка с последней парты взвизгнула.
2. Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1) Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. 2) Судебная экспертиза играет в этом большое значение. 3) Наша беседа продолжалась еще часа два, в заключение которой я уехал. 4) Когда мальчишка трусливо убегал, чувствуя свою значительность, хозяин погрозил ему вслед. 5) Останки великого писателя возвращаются на родину. 6) Спрыгнув с танка, ему тут же сорвало башню. 7) Материя это реальность, сделала вывод студентка, данная нам в ощущениях. 8) Базаров был не только нигилистом, а также циником. 9) Молчалин менее образованный и глупый в сравнении с Чацким. 10) Литература формирует способность подавлять низменные животные инстинкты, здоровый образ жизни.
Задание к теме «Лексические нормы»
1.Укажите лексические ошибки, дайте правильный вариант.
Абонент на цикл лекций, коренной абориген, передовой аванпост, делать авансы вперед, своя автобиография, другая альтернатива, в апреле месяце, без ничего, бережливо относиться к детям, места бывших сражений, свободная вакансия, мы обсудим это где-нибудь вначале мая, иметь роль, гостиница для командировочных, играть значение, так ведет себя только невежда, одела на себя шляпу, плеяда новейших компьютеров, экологичный агрегат, экономическая эффектность проекта, родное отечество, роспись учителя в дневнике, напарники в одиночной борьбе за победу, упал ничком на спину.
Образец: коренной абориген. Данное словосочетание содержит плеоназм, поскольку слово «абориген» имеет значение «местный житель, туземец», прилагательное «коренной» здесь является лишним. Правильный вариант – «коренной житель» или «абориген».
2.Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний., безлистный – безлистый, ванна – ванная, нетерпимый – нестерпимый, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный – бережливый, вдох – вздох, дипломник – дипломант, подвижник – сподвижник, абонемент – абонент, адресат – адресант, бережно – бережливо, статут – статус, здравица – здравница, вперемежку – вперемешку, подпись – роспись, экономный – экономичный.
3. Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1) Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. 2) Судебная экспертиза играет в этом большое значение. 3) Наша беседа продолжалась еще часа два, в заключение которой я уехал. 4) Когда мальчишка трусливо убегал, чувствуя свою значительность, хозяин погрозил ему вслед. 5) Останки великого писателя возвращаются на родину. 6) Спрыгнув с танка, ему тут же сорвало башню. 7) Материя это реальность, сделала вывод студентка, данная нам в ощущениях. 8) Базаров был не только нигилистом, а также циником. 9) Молчалин менее образованный и глупый в сравнении с Чацким. 10) Литература формирует способность подавлять низменные животные инстинкты, здоровый образ жизни.
4. Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя», найдите в нем черты, свойственные газетно- публицистическому стилю.
Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно... Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи — хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы... Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! ...И еще. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?» (АиФ. 1997. №47).
Сфера применения - средства массовой информации.
Жанр - статья.
Цель - информационное воздействие.
Лексика:
а) общеупотребительные слова: не модно, тысячи парней и девушек, вечера, ночи, с компьютером, на экране, видят, хотят, и т.д;
б) разговорные слова: водки, нынче, напролет, в обнимку;
в) жаргонизмы: фишка «что-либо особенное, характерное для чего-кого-нибудь», кайф «удовольствие, наслаждение, приятные эмоции», хакерство «получение доступа к секретной информации», скачивать «копировать что-либо», курсовик «курсовая работа»;
г) изобразительно-выразительные средства: эпитеты родного института, любимых фишек; метафора забраться в Интернет; перифраза компьютерные грёзы; олицетворение проводят в обнимку с компьютером.
Морфология:
а) совмещение морфологических черт данного стиля с чертами других стилей диктуется тематикой текста;
б) употребление глаголов 3 л. ед. ч. настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: проводят в обнимку, видят, хотят, навязывает, не задает.
Синтаксис:
а) предложения необъемные, несложной структуры; синтез книжных и разговорных конструкций (разговорные конструкции: Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! И еще…);
б) по цели высказывания - повествовательные (Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно) и восклицательные (Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа!);
Функциональные стили
1. Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю.
Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна (МЭ и МО. 1997. № 12).
2.Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет:
3. Прочитайте отрывок из интервью с президентом Инкомбанка, найдите в нем элементы разговорной речи.
По большому счету мне все равно, кто выиграл конкурс - ОНЭКСИМ Банк или структура [их конкурентов]. Мне обидно за наше правительство, которое ничему не учится. Между тем, последствием этого могут стать серьезные потрясения в экономике. Чиновники меняются, а способы работы остаются прежними. Тем самым оппозиции даются козыри. Ведь в любом единоборстве нельзя давать противнику руку в захват - иначе тебя могут положить на лопатки (Деловые люди. 1997. № 78).
4. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.
А. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно - в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
Не нашли готовую?