Инструкция для студентов, выполняющих ПКЗ
Уважаемые студенты!
ПКЗ по дисциплине «Риторика» представляет собой риторический анализ речи, который выполняется по следующим критериям:
1.структурно-композиционная организация речи,
2.коммуникативная целесообразность компонентов речи,
3.методы изложения материала,
4.способы доказательства и аргументации,
5.приемы диалогизации,
6.способы привлечения и удержания внимания,
7.приемы речевой выразительности.
Разъяснение содержания и формальных признаков указанных критериев вы найдете в соответствующих главах учебного пособия.
ПКЗ выполняется в форме таблицы, состоящей из четырех колонок. В первой колонке должен быть отражен 1-ый критерий анализа и выделены такие структурные компоненты речи, как вступление (обозначается цифрой I), основная часть (цифра II) и заключение (цифра III). Во второй колонке формулируется коммуникативная цель речевого фрагмента (критерий №2). Содержанием третьей колонки становятся приемы, способы и методы, указанные в критериях № 3, 4, 5, 6 и 7. В четвертой колонке располагается текст, который следует разбить для удобства анализа на короткие фрагменты (предложения или группы предложений).
Речь для анализа можно выбрать в хрестоматиях и учебных пособиях по риторике:
- Антология русской риторики / Отв. ред. и составитель М.И. Панов. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. – 479 с.
- Русская риторика: хрестоматия / авт.-сост. Л. К. Граудина.— М. : Просвещение : Учеб. лит-ра, 1996.— 559 с.
- Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 576 с.
Кроме того, тексты выступлений можно найти также на сайтах:
http://www.kremlin.ru
http://kreml.org
http://prezident.yandex.ru
http://volnodumec.net
http://pravoslavie.ru
http://www.sakharov-center.ru
http://www.hakamada.ru
http://www.solgenizin.net.ru
http://www.library.ru
http://magister.msk.ru
При выборе текста руководствуйтесь следующими критериями: 1) устный характер речи, 2) объем не больше 2 страниц. Возможны небольшие купюры (выпуски текста), если некоторые фрагменты выступления кажутся вам избыточными, непринципиальными для анализа. Речь, с которой вы работаете, не должна повторяться в пределах одной учебной группы.
Объем ПКЗ не должен превышать 4-х страниц.
Письменное задание выполняется индивидуально и самостоятельно. Главными критериями оценки ПКЗ являются полнота, точность и самостоятельность проведенного анализа. Работы, лишенные самостоятельности, повторяющие чужие образцы или выполненные группой студентов, оцениваться не будут.
Пример выполнения ПКЗ представлен в учебно – методическом пособии «Риторика» (приложение № 2).
Таблица
Структура речи |
Коммуника- тивная цель |
Способы, методы, приемы |
Текст речи |
Вступление |
Привлечение внимания слушателей |
Объявление темы |
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. |
Актуализация проблемы |
Апелляция к интересам слушателей, к результатам их деятельности |
Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». |
|
Демонстрация парадоксального положения дел |
На самом съезде слово «культура» было произнесено только на третий день. |
||
Основная часть |
Убеждение |
Формулировка тезиса выступления |
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, |
Доказательство |
Приведение примера |
ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее |
|
Убеждение |
Развитие и уточнение тезиса |
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. |
|
Доказательство |
Приведение аргумента |
Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны |
|
Приведение примера |
Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего съезда. Я думаю, это не надо пояснять |
||
Привлечение внимания к состоянию дел |
Развитие и уточнение тезиса |
К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип. |
|
Доказательст- во |
Приведение примера |
Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место |
|
Повторение тезиса |
О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует |
||
Приведение системы аргументов |
во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов […]. В третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь – среднего и начального, когда закладывается культура человека.
|
||
Доказательство. Раскрытие первого аргумента. Воздействие на слушателей. |
Использование приемов речевой выразительности: антитезы (1), анафоры (2),бессоюзия и синтаксического параллелизма (3,4) |
Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть (1), если (2) они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми(3,4), а профессионалами – культура не погибнет в такой стране. |
|
Использование сравнения |
Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и в других городах горят, как свечки. |
||
Приведение конкретного факта. |
Даже в главной библиотеке страны имени В.И Ленина, о которой я особенно забочусь, возникают мелкие пожары. |
||
Использование аналогии. |
Сравните с библиотекой Конгресса в Соединенных Штатах |
||
Риторический вопрос |
Что же говорить о сельских библиотеках?
|
||
Приведение примера |
Районные библиотеки часто закрываются, потому что нужны помещения для других целей. |
Не нашли готовую?