СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…3
Глава 1. Сущность и содержание менеджмента…5
1.1.Ключевые понятия управления…5
1.2.Менеджер: определение, задачи и роли (классификация Минцберга) в организации…7
1.3.Организация как объект управления, внутренние переменные (факторы) организации…11
1.4.Управление как процесс самоорганизации…14
1.5.Показатели эффективности управления…17
Глава 2. Подходы в менеджменте, их содержание, особенности, учёные-разработчики и примеры применения…20
2.1.Процессный подход к управлению…20
2.2.Системный подход к управлению….22
2.3.Ситуационный подход к управлению…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…26
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими. Характерно, что до начала ХХ века практически никто не задумывался о системном управлении организацией. В первую очередь людей интересовали меркантильные интересы, а не проблемы развития и успешного функционирования организации. Ряд объективных и субъективных факторов способствовали появлению и оформлению науки об управлении как области научных исследований (например: преимущество техники; потребности большого бизнеса; эффективные способы работы). Но развитие науки об управлении не было последовательным, скорее концентрическим: по мере развития различных областей знаний выявлялись все новые факторы, влияющие на успех в деятельности организации. Кроме того, в ХХ веке чрезвычайно быстро менялся и сам мир. Научно-техническая революция, активизация правительств в вопросах влияния на бизнес и многое другое заставило обратить активное внимание на внешние факторы в управлении.
Современные словари утверждают, что управление – это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
За всю свою историю человечество выработало всего лишь три принципиально различных инструмента управления:
- иерархия - организация, где основным средством воздействия являются отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ;
- рынок - сеть равно направленных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции, услуг, на отношениях собственности, на равноправии интересов продавца и покупателя;
- культура - вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Ни один из указанных механизмов не существует автономно. Все они переплетаются между собой при абсолютном доминировании иерархии или рынка.
К сожалению, до настоящего времени еще не возникло управления, основанного преимущественно на культуре, хотя и рынку, и иерархии способствуют свои, почти полярные по характеру, культуры. Этим и определяется введение в современный русский язык, наряду с термином «управление», нового – «менеджмент».
Не нашли готовую?