Содержание
Введение…3
1.Общая характеристика АФК как основного и ведущего метода в АФВ…8
2.Цель адаптивной культуры как метода АФК…11
Заключение…13
Список использованной литературы…14
Введение
АФК – это методы, приемы и средства физического воспитания для развития и совершенствования формирования, а также развития и совершенствования у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья жизненно и профессионально необходимых умений и навыков, физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, независимость (реабилитационный аспект адаптивной физической культуры), а также для достижений спортивных результатов, повышения качества жизни и возможности социальной интеграции (социально-интегрирующий аспект АФК).
Забота общества о лицах с ограниченными возможностями является показателем его культурного и социального развития, нравственного здоровья. Долгие годы умалчивалось, что каждый десятый житель планеты (т. е. более 500 млн. человек) - инвалид. Всеобщая декларация прав человека гарантирует этим людям право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. В Декларации ООН о правах инвалидов (1975, 2.1.) сказано, что «инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства независимо от происхождения, характера и серьезности увечий... имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение... на медицинское, психическое и функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную ремесленную подготовку и восстановление трудоспособности; на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и др. виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции».
Важнейшей государственной задачей является повышение качества жизни инвалидов, что выдвинуло на передний план науки и практики такой социальный феномен, каким является адаптивная физическая культура.
В настоящее время прикладываются большие усилия для привлечения данной категории людей к систематическим занятиям физическими упражнениями как универсальному средству физической, психической и социальной адаптации . Работают федерации, комитеты, комиссии, ассоциации инвалидов, функционируют диагностические и реабилитационные центры, коррекционные учреждения, консультационные пункты, специальные школы-интернаты, клубы, секции, сборные команды по видам спорта, проводятся праздники, фестивали, соревнования для инвалидов. Однако лишь незначительная часть инвалидов вовлечена в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу, причем не более 10% получивших инвалидность, возвращается к работе.
Основными причинами этого являются:
-незнание ими собственных возможностей, отсутствие осознанной потребности в двигательной активности, ценностных ориентация и соответствующей мотивации;
-незрелость общественного мнения о необходимости создания условий «равной личности»;
-отсутствие квалифицированных педагогов, обладающих необходимым комплексом фундаментальных и прикладных знаний и практических умений, позволяющих поддерживать и развивать двигательные возможности инвалида и формировать его личность;
-неполная и не всегда грамотная интерпретация педагогами диагностических сведений о патологии, что затрудняет целенаправленную коррекцию дефектов развития и здоровья. Утверждение в 1996 году государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 02.25.00 -Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) и последующее открытие десятков кафедр адаптивной физической культуры на базе академий и институтов физической культуры, а также медицинских и педагогических вузов в разных регионах РФ, является частью общегосударственной политики, потребностью общества в оздоровлении нации.
Приоритетность нового научного направления распространяется не только на сферу физической культуры, но и смежные области знаний.
Проблемное поле, включающие понятия инвалид, инвалидность, социальная защита, права инвалидов, реабилитация и социализация инвалидов, здоровый образ жизни инвалидов стало объектом изучения специалистов разных областей знаний: философов и социологов, генетиков и клиницистов, дефектологов и физиологов, валеологов и экологов, психологов и педагогов, инженеров и технологов, экономистов и юристов. Центром этого исследовательского поля является человек с ограниченными функциональными возможностями, получивший дефект от рождения или в течение жизни.
Объективными факторами, актуализирующими проблему, являются:
-увеличение количества инвалидов всех групп и категорий, которых в нашей стране около 15 млн. человек, а с группой ослабленного здоровья -почти 30 млн.; ежегодно на учет по инвалидности становится около 1 миллиона человек, из которых 25%- люди молодого трудоспособного возраста;
-превышение смертности над рождаемостью, резкое сокращение продолжительности жизни, рост суицидов;
-увеличение количества детей, рождающихся с патологией сенсорного, умственного, физического развития. 60% от общего числа детей-инвалидов - дети с умственной отсталостью;
-ухудшение состояния здоровья школьников и студентов; по данным Минздрава РФ до 60-70% учащихся к выпускному классу имеют нарушения зрения, 60% - осанки, 30% - хронические заболевания. Число здоровых детей к концу обучения в школах Санкт-Петербурга составляет всего 3-4%. Прогнозируется, что к 2010 году студенты специальной медицинской группы составят 70% от общего количества студентов.
Причинами такой тревожной статистики являются: кризисные социально-экономические условия, снижение материального уровня жизни населения, экологические катастрофы, войны, криминогенная обстановка, наркомания, алкоголизм, наследственные заболевания, травмы, увечья, полученные на производстве, в быту, транспорте и др.
Многочисленные негативные факторы воздействия на человека обусловливают социальную и личностную потребность обращения к проблеме его реабилитации. Новое мышление в сфере общественной жизни, гуманитаризация и гуманизация образования, выдвижение на передний план таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, личность, телесная и духовная культура, определили ряд позитивных факторов, имеющих существенное значение для становления и развития адаптивной физической культуры:
-осознание обществом значимости двигательной активности для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями;
-положительный отечественный и зарубежный опыт использования двигательной активности в целях физической, психической, культурной, социальной, бытовой, трудовой адаптации и интеграции инвалидов в общество;
- потребность в создании научной базы для развития физкультурного образования инвалидов, рассчитанного на систематическую заботу о собственном здоровье, двигательную адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды, взаимосвязь адаптационных процессов со всеми сферами жизнедеятельности;
-понимание необходимости научного осмысления адаптивной физической культуры как социокультурного явления, создания ее методологии, разработки образовательных программ для подготовки специалистов по работе с инвалидами.
Цель данной работы – рассмотреть АФК как основной и ведущий метод АФВ.
Список использованной литературы
1.Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 1984, № 6, с. 10-12.
2.Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК. - 133 с.
3.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
4.Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с.
5.Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
6.Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
7.Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с.
8.Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1989. N 4.
9.Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1984
Не нашли готовую?