СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава 1.Общая характеристика звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами...6
1.1.Определение понятия звукопроизносительной стороны речи в современной психолого-педагогической литературе...6
1.2.Минимальное дизартрическое расстройство – как стойкое нарушение звукопроизношения в дошкольном возрасте...10
1.3.Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами...16
Глава 2.Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами...20
2.1.Задачи и содержание обследования...20
2.2.Анализ результатов обследования звукопроизношения...26
Заключение...32
Список литературы...33
Введение
В настоящее время одной из актуальных проблем является увеличение числа детей с нарушением речи и, в частности, с дизартрией, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе данных нарушений лежит одинаковый патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы. Незначительно выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению так называемой стертой формы дизартрии.
Общим признаком всех видов дизартрии является нечеткое произношение многих звуков. Это происходит потому, что ограничен в движениях основной орган артикуляции - язык. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением речевого дыхания, голосообразования и просодики.
Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при минимальных дизартрических расстройствах (Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Е.Ф. Соботович и др.). Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детей с указанным речевым расстройством.
В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой,Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии.
Проблема исследования определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, с другой стороны.
В связи с вышесказанным можно говорить об актуальности проблемы.
Объект данного исследования – речевая деятельность детей с дизартрией.
Предмет - звукопроизносительная сторона речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.
Цель исследования - выявить особенности звукопроизношения речи детей, страдающих минимальными дизартрическими расстройствами.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
1.Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме.
2.Выявить особенности звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией.
3.Провести опытно-экспериментальное исследование.
4.Разработать коррекционную программу, направленную на формирование звукопроизношения дошкольников.
Гипотеза - целенаправленная логопедическая работа, направленная на формирование звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами, повышает уровень сформированности произносительной стороны речи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ №____г. Челябинска.
В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие 11 человек в возрасте 5 – 6 лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них дизартрии.
В процессе написания работы использовались следующие методы:
- метод теоретического анализа научной литературы, освещающей проблемы речи детей с дизартрией;
- метод наблюдения;
- педагогический эксперимент;
- интерпретационный метод (обработка и интерпретация результатов).
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Не нашли готовую?