Оглавление
Введение…3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ФФНР.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН...6
1.2.Особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН....9
1.3.Роль анализаторов в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста…13
1.4.Особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе…15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей звукопроизношения детей с ФФН старшего дошкольного возраста
2.1.Организация исследования……19
2.2.Анализ результатов….19
2.3.Рекомендации к проведению коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения…22
Заключение…26
Список литературы…27
Приложение…30
Введение
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного овладения грамотой и чтением: письменная речь формируется на основе устной, и дети, имеющие недостатки речи, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Тот факт, что с каждым годом наблюдается существенное увеличение количества детей, имеющих нарушения речевого развития, в том числе и фонетико-фонематическое недоразвитие, требует пересмотра методов, форм воспитания и обучения указанной категории детей (В.В.Тарасун, В.В.Тищенко, М.К.Шеремет и др.).
На сегодняшний день недостатки звукопроизношения в комплексе с недоразвитием фонематических процессов являются самыми распространенными речевыми нарушениями дошкольного возраста (М. Савченко, И.Демина, Л. Ефименкова, Н. Мисаренко, Л. Фомичева).
По данным Н.С. Варенцовой и Л.Ф. Ткачевой, только пятая часть пятилетних детей способны выделять отдельные звуки в словах, среди шестилетних детей только 20% умеют определять звуковой состав слов.
В то же время, даже незначительные отклонения в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ пао предметам языкового цикла (Е. Дранкина, И. Прищепова, И. Садовникова, В.Тарасун, М.Шевченко, А. Ястребова), существенные отклонения приводят к устойчивой дисграфии и дислексии (Р. Левина, К. Беккер, Л. Спирово, М.Шеремет и др.).
Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д.Н.Богоявленский, А.Г. Тамбовцев, и др., подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звуков в слове влияет как на общеречевое развитие, так и на усвоение грамматического строя слова, словаря, артикуляции и дикции.
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, В. К. Орфинская и другие.
Анализ научных исследований показывает, что нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса, несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Следовательно, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная готовность к овладению грамотой.
Поскольку наиболее ответственным этапом формирования речи в жизненном цикле человека является дошкольный период, то изучение готовности к обучению грамоте у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием приобретает в современных условиях особенно актуальное значение.
Цель: изучение особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: коррекция ФФН.
Объект исследования: звукопроизношение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием будет способствовать:
- своевременное выявление ФФН,
- целенаправленная работа по формированию правильного звукопроизношения.
Задачи:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику детей с ФФН.
2.Проанализировать современные подходы в обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3.Изучить Особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ФФН.
4.Рассмотреть роль анализаторов в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
5.Провести эмпирическое исследование особенностей звукопроизношения детей с ФФН старшего дошкольного возраста.
6.Составить рекомендации к проведению коррекционной работы.
В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретический анализ и синтез соответствующей научной литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдения; педагогический эксперимент, математическая обработка полученных данных.
База исследования: МДОУ ДС № 47 г. Челябинска, старшая группа компенсирующей направленности, всего респондентов - 12 человек.
Не нашли готовую?