По результатам анализа рынка транспортных услуг службой логистики коммерческой фирмы были отобраны два перевозчика, отвечающие всем предъявляемым требованиям по транспортировке товаров фирмы. Часть критериев, по которым проводилась оценка, - качественные, другая часть – количественные. С помощью интегральной оценки определить наиболее приемлемого перевозчика. Данные о перевозчиках представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии выбора перевозчика
№ п/п |
Критерий (показатель) |
Ранг |
Перевозчик |
|
B |
C |
|||
1 |
Надежность времени доставки (транзита)* |
1 |
0,86 |
0,91 |
2 |
Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери», у.д.е./км |
2 |
0,75 |
0,83 |
3 |
Общее время транзита «от двери до двери»**, % |
3 |
15 |
17 |
4 |
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа |
4 |
Очень хорошо |
Удовлетворительно |
5 |
Финальная стабильность перевозчика*** |
5 |
8 |
9 |
6 |
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) |
6 |
Удовлетворительно |
Хорошо |
7 |
Частота сервиса |
7 |
Хорошо |
Отлично |
8 |
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза |
8 |
Очень хорошо |
Удовлетворительно |
* Вероятность доставки «точно вовремя».
** Оценка по 10-балльной шкале.
*** Доля потерь (хищений) от общего объема перевозок.
Служба логистики мебельного предприятия было проведено исследование рынка лесоматериалов. В результате были отобраны три наиболее привлекательных поставщика. Оценка поставщиков проводилась по 10-балльной шкале по семи критериям:
I – своевременность поставок;
II – качество поставляемого товара;
III – условия платежа (наличный, безналичный расчет, векселя и т.п.);
IV – финансовое состояние поставщика;
V – ценовой фактор;
VI – сохранность груза;
VII – возможность внеплановых поставок.
Результатом отбора и веса частных критериев, полученные экспертным путем, представлены в табл. 5.
Таблица 5
Критерий |
Удельный вес критерия |
Поставщики |
||
А |
В |
С |
||
I |
0,15 |
7 |
8 |
7 |
II |
0,13 |
8 |
6 |
6 |
III |
0,08 |
6 |
9 |
9 |
IV |
0,15 |
9 |
7 |
8 |
V |
0,20 |
10 |
8 |
7 |
VI |
0,12 |
7 |
10 |
6 |
VII |
0,17 |
6 |
7 |
8 |
Необходимо с помощью экспертного метода принять решение о заключении договора с одним из трех поставщиков.
Используя метод центра тяжести грузовых потоков необходимо определить координаты оптимального местонахождения склада строительных материалов при следующем расположении клиентов, пользующихся услугами складских помещений. Доставка пиломатериалов со склада потребителями осуществляется транспортными средствами склада.
Примечание. В таблице исходных данных (таб. 6) значения расстояний по осям x и y даны в километрах, объем перевозок Q в тоннах.
Таблица 6
Клиент |
х |
у |
Q |
1 |
45 |
95 |
100 |
2 |
120 |
510 |
120 |
3 |
320 |
95 |
230 |
4 |
240 |
360 |
150 |
5 |
190 |
265 |
170 |
6 |
17 |
18 |
19 |
7 |
20 |
21 |
22 |
Не нашли готовую?