Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Практическая работа по логике

Артикул:  08555
Предмет:  Логика
Вид работы:  Готовые контрольные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  38  стр.
Стоимость:  450   руб.

Краткое описание


1.Какое отношение к логике как науке имеют выражения: «Логика событий», «Логика политической борьбы»?

2.Можно ли предъявить претензии с точки зрения правильности построения к следующим фразам: «Ни один разумный поросенок не отправится путешествовать на воздушном шаре»; «Если птицы осенью летят на юг, то Волга впадает в Каспийское море»?

3.Какие законы традиционной логики нарушены в следующих примерах?

1) При покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу:

2) В романе И.С. Тургенева «Рудин» есть такой диалог Рудина и Пигасова:

«— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

3) Все заметно волнуются. Невозмутимы только бывалые воины, а их среди нас не так уж мало.

4) У него плохое материальное положение. Ему необходимо поставить на экзаменах высокую оценку.

5) В одном из английских графств было издано распоряжение, согласно которому если два автомобиля подъезжают одновременно к пересечению дорог под прямым углом, то каждый должен ждать, пока проедет другой.

6) —А если я откажусь стать твоей женой, — прошептала она с замиранием сердца, — ты действительно покончишь с собой?

7)Калиф Омар после захвата Александрии приказал сжечь Александрийскую библиотеку — богатейшее хранилище книг и свитков в тогдашнем мире.

8) «Кто объявляет все истинным, тем самым делает истинным и утверждение, противоположное его собственному» (Аристотель).

9) Македонский царь Архелай на вопрос своего говорливого брадобрея: «Как вас подстричь?» — отвечал: «Молча».

10) Один про Фому, а другой про Ерему.

11) Начал за здравие, а кончил за упокой.

12) Ломброзо в книге «Гений и безумие» попытался провести знак равенства между гением и безумием при помощи таких рассуждений: безумный человек — ненормален, но и гений — это тоже необычный, следовательно, ненормальный человек, поэтому гений и безумец — идентичные понятия.

4.Правильна ли античная пословица: «Нечестно хвалить и хулить одну и ту же вещь»? 

5.Путник идет от пункта А к пункту В. Можно ли утверждать, что он приближается и удаляется одновременно?

6.К мудрецу пришли двое спорящих с просьбой рассудить их. Мудрец внимательно выслушал доводы истца и, когда тот кончил говорить, заявил ему: «Да, ты, безусловно, прав!» Тогда заговорил ответчик. Мудрец и его внимательно выслушал от начала и до конца и потом сказал: «Ты совершенно прав!» Тут вмешалась жена мудреца. «Как это может быть, чтобы оба спорящих были правы?» — спросила она с возмущением. Мудрец подумал и сказал ей: «Знаешь что? Ты тоже права». Прав ли сам мудрец?

7.Каковы виды отношений объемов следующих понятий, и как их изобразить с помощью кругов Эйлера?

1) А — Оказание помощи больному.

2) А — истина; В — ложь; С — заблуждение.

3) А — мать; В — дочь; С — бабушка; D — внучка; Е — женщина.

4) А — спутник планеты; В — естественный спутник.

5) А — пожар; В — молния; С — стихийное бедствие.

6) А — движение; В — быстрое движение; С — вращение.

7) А — историк; В — русский историк; С — профессор.

8) А — утро; В — день; С — сутки.

9) А — Луна; В — искусственный спутник.

10) А — художественная литература.

11) А — насыщенный раствор.

8.Правильны ли следующие определения понятий, если нет, то какие правила нарушены?

1) Дентин:

2) Регенерация: 

3) Дробь:

4) Архаизмы: 

 5) Рука — орган и продукт труда:

6) Прямой речью называется: 

7) Квадрат — прямоугольник с равными сторонами: 

8) Жизнь есть сумма жизненных функций:

9) Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за свое отечество:

10) Мухомор есть ядовитый гриб:

11) Историк — человек, изучающий историю:

12) Раб — человек, не имеющий свободы:

 13) Добро — это то, что является нравственным:

14) Болезнью называется отсутствие здоровья:

15) Право — это все то, что истинно и справедливо (В. Гюго)

16) Право есть охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять:

9.Соблюдены ли правила деления понятий в следующих примерах, если нет, то какие правила нарушены?

1) Правильные четырехугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники.

2) Люди делятся на дающих и берущих взаймы.

3) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

4) Леса делятся на лиственные и хвойные.

6) Греки делили людей на греков и варваров.

7) Есть два вида мнений: мое и неправильное.

8) Земной шар делится на Восточное и Западное полушария.

9) Предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные.

10) Лучи делятся на ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные.

10. Установите вид следующих суждений по количеству и качеству (А, Е, I, О) и придайте им логически правильную форму.

1) Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

2) Лень никогда не приводит к добру.

3) Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

4) Многие из почтенных людей несчастны.

5) Среди диких растений флоры нашей страны многие представляют собой большую ценность для медицины.

6) Хорошая лошадь никогда не имеет дурного цвета.

11. Определите вид суждения, распределенность терминов, изобразите отношение между субъектом и предикатом в круговых схемах?

1) Не все то золото, что блестит (убираем внешнее отрицание – некоторое золото не есть то, что блестит).

2) Все хорошо, что хорошо кончается (Все, что хорошо кончается, есть хорошо).

3) Многие (т.е. некоторые) растения не употребляются в пищу.

4) Отдельные (т.е. некоторые) животные не имеют легких.

5) Наука изощряет ум (то есть -  Всякая наука есть то, что изощряет ум).

6) Иногда (т. е. в некоторых случаях) студенты опаздывают на занятия.

7) Некоторые люди не изучают логику.

12. Пользуясь логическим квадратом и считая исходные суждения истинными, сформулируйте суждения остальных типов и установите их истинность или ложность?

1) Честность есть лучшая политика (А, истинно).

2) Никакое знание не бесполезно (Е, истинно).

3) Числа являются величинами (А, истинно).

4) Некоторые вещества не сложны (О, истинно).

13. Определите вид модальности в следующих суждениях?

1) С появлением средств генной инженерии можно предвидеть значительные успехи в улучшении качества и состава микробиологической продукции: 

2) Вероятно, молоко было одним из первых продуктов сельского хозяйства: 

3) Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах: 

4) Разрешен проезд автомобилей при зеленом свете светофора: 

5) Невозможно построить вечный двигатель.

14.Установите логическую структуру сложных суждений и выразите ее в виде формул?

1) Поиски врага длились уже три часа, но результатов не было, притаившийся враг ничем себя не выдавал.

2) Правда в огне не горит и в воде не тонет.

3) Если эта фигура — квадрат, то диагонали в ней равны, взаимно перпендикулярны и в точке пересечения делятся пополам.

4) Всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действует какая-либо сила.

5) Используя отношения между высказываниями и применяя соответствующие формулы символической логики, решите задачу. В деле об убийстве имеются двое подозреваемых — Иванов и Петров. Допросили четырех свидетелей. Показания первого свидетеля: Иванов не виноват; второго — Петров не виновен; третьего — из двух показаний по крайней мере одно истинно; четвертого — показания третьего свидетеля ложны. Четвертый свидетель оказался прав. Кто же совершил преступление?

A

В

VВ)

?VВ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сделайте вывод путем превращения, обращения и противопоставления предикату из каждого суждения:

2) Некоторые знания не есть бесполезны.

3) Многие студенты не являются неуспевающими.

4) Человек не может не ошибаться.

5) Некоторые государства — федерации.

6) Доверенность, в которой не указана дата ее свершения, является недействительной.

7) Вселенная есть бесконечна.

8) Достоинство личности охраняется государством (ст. 21 Конституции РФ).

2. Определите фигуру и модус следующих силлогизмов. С помощью правил установите, следует ли вывод с необходимостью. Если правила нарушены, то какие?

1) Все судьи справедливы.

2) Все жилые помещения нуждаются в ремонте. Это строение не является жилым помещением. Это строение не нуждается в ремонте.

3) Все зебры полосаты. Это животное полосато. Это животное — зебра.

4) Вся жизнь — борьба. Дзюдо — борьба. Значит, вся жизнь — дзюдо.

5) Все планеты вращаются вокруг солнца. Земля вращается вокруг солнца. Земля — планета.

6) Мысль — это движение. Движение есть свойство всей материи. Значит, мысль есть свойство всей материи.

7) «Пальто» — слово. Пальто сохраняет тепло. Следовательно, некоторые слова сохраняют тепло.

 8) Cуждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.

9) Не может быть неряшливо одетого студента (Ни один студент не одет неряшливо). Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не студент.

10) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди — математики. Следовательно, все математики обладают способностью к быстрому и точному счету.

11) Лицо, совершившее преступление, привлекается к уголовной ответственности. N не совершил преступления. Следовательно, он не привлекается к уголовной ответственности.

12) Некоторые писатели — драматурги.

3. Попытайтесь обосновать: это — софизмы или паралогизмы?

1) Кто учится, тот себя изнуряет.

2) Кто много ест, тот много спит. Кто много спит, тот мало грешит. Следовательно, кто много ест, тот мало грешит.

4. В «Российской газете» (6 марта 1998 г.) депутат Г.В. Старовойтова приводит следующее умозаключение: «Все люди — существа политические (Аристотель). Женщины — тоже люди.

5. Восстановите следующие энтимемы до полного категорического силлогизма. Проверьте правильность вывода.

1) Все люди погрешимы, а все президенты — люди.

2) Все тела при нагревании расширяются. Это тело расширилось.

3) Ярко-красные цветы не имеют запаха. Этот цветок не имеет запаха.

4) Все планеты — небесные тела. Луна не является планетой.

5) «Мы социалисты. Значит, что мы враги частной собственности...» (М. Горький).

6) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться» (А.С. Грибоедов).

7) «Мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт).

8) Все львы — хищники, следовательно, морские львы тоже хищники.

6.Используя условную посылку, постройте условно-категорическое умозаключение по всем возможным модусам. Проверьте правильность вывода

1) Если подсудимый не виновен, то его оправдывают.

2) «Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед».

3) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.

4) Если человек совершил преступление, то он привлекается к уголовной ответственности.

5) Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет рост спроса на второй товар.

7.Посредством непосредственных умозаключений и категорических силлогизмов решите следующую задачу: тот котенок, который любит рыбу, не может быть необучаемым; котенок, который имеет короткий хвост, не любит играть с обезьянкой; те котята, которые имеют усы, любят рыбу; ни один котенок, которого можно обучить, не имеет зеленых глаз; каждый котенок, не имеющий усов, имеет короткий хвост.

Из совокупности приведенных пяти суждений нужно узнать о пяти свойствах такого котенка, который любит играть с обезьянкой. Какие это свойства?

8.Решите эту же задачу, применяя чисто условные и условно-категорические умозаключения.

Тот котенок, который любит рыбу, не может быть необучаемым; котенок, который имеет короткий хвост, не любит играть с обезьянкой; те котята, которые имеют усы, любят рыбу; ни один котенок, которого можно обучить, не имеет зеленых глаз; каждый котенок, не имеющий усов, имеет короткий хвост.

9.Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях?

1) Все злые люди имеют тонкие губы:

2) Перед началом нашествия Наполеона на Россию в 1811 г. в районе Северного полушария пролетела яркая комета

3) Ассистент, присутствовавший на экзамене, был удовлетворен ответами трех первых студентов.

4) Лавуазье заметил, что кислород присутствует во всех кислотах, исследованных им. 

10. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции?

1) Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту:

2) Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца:

3) В природе ничто не совершается обособленно:

4) Счастливые часов не наблюдают:

11. Б. Франклин в XVIII в. сравнивал молнию и электрическую искру от машины и нашел, что они обладают многими сходными признаками: сходный свет и треск, мгновенный характер, зажигают тела, убивают живое тело, производят механическое разрушение, одинаковый запах, проходят по одним и тем же проводникам, намагничивают тела и т.д. Следовательно, природа молнии, вероятно, та же, что и природа искры. Какой вид умозаключения применил Франклин?

12. Ф. Энгельс писал: «Солнечная система Коперника в течение трехсот лет оставалась гипотезой, в высшей степени вероятной, но все-таки гипотезой. Когда же Леверье на основании данных этой системы не только доказал, что должна существовать еще неизвестная до тех пор планета, но и определил посредством вычислений место, занимаемое ею в небесном пространстве, и когда после этого Галле действительно нашел эту планету, система Коперника была доказана».

О каких этапах в развитии гипотезы идет речь?

13. Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказательства:

1) «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К. Гельвеций).

2) «Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур).

3) Но мы или существуем, или смерть присутствует.

...
...

Способы оплаты: