Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Раскол Русской Церкви: значение и смысл

Артикул:  05597
Предмет:  Культурология
Вид работы:  Готовые контрольные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  27  стр.
Стоимость:  240   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение...3

1.Краткая история церковного раскола.

1.1.Начало раскола...5

1.2.Протопоп Аввакум и патриарх Никон как главные фигуры раскола...8

2.Культурологические аспекты раскола Русской церкви...13

2.1.Нравственный идеал старообрядчества...13

2.2.Роль старообрядцев в развитии  предпринимательства...17

Заключение...24

Список использованной литературы...27

 

ВВЕДЕНИЕ

История русской Церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время так или иначе сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России – Смутное время – естественно также не могло не сказаться и на ее положении. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви.

Церковный раскол стал одним из самых существенных явлений в истории российской духовной культуры XVII в. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг., наложившего клятвы на противников греческих обрядов, введенных в практику русского богослужения, и запретившего использование литургических книг, отпечатанных до начала систематического исправления богослужебных текстов по греческому образцу. Однако истоки его восходят к более раннему времени, к периоду патриаршества Никона. Вскоре после возведения в сан (1652) патриарх провел церковную реформу, которая, по общему мнению исследователей, сразу же вызвала резкий протест ревнителей старины.  

Первоначально недовольство исходило от узкого круга лиц, многие из которых прежде были единомышленниками Никона. Самыми видными фигурами среди них были протопопы Иван Неронов и Аввакум Петров. В первые годы правления Алексея Михайловича они вместе с Никоном входили в «кружок ревнителей благочестия», возглавлявшийся царским духовником протопопом Благовещенского собора в Кремле Стефаном Вонифатьевым, и оказывали заметное влияние на церковную политику. Однако реформа, начатая Никоном, превратила бывших друзей в непримиримых врагов. Н.Ф. Каптерев назвал это «разрывом лиц, решительно разошедшихся между собою во взглядах и убеждениях» .

Событиям, связанным с церковной реформой Никона, в историографии традиционно придается большое значение. Как отмечал Н.Ф. Каптерев, действия Никона по изменению церковных обрядов вызвали смятение умов в русском обществе. Эта точка зрения, сформулированная еще в конце XIX в., была принята практически всеми историками. А.В. Карташев, например, писал о «широкой гласной протопопской оппозиции» патриарху. С. Зеньковский полагал, что изменение обрядов потрясло современников. Оно «было чем-то неслыханным в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви».

Совсем недавно была предложена иная трактовка начального периода раскола. Американский историк Георг Михельс, проанализировав ранние источники старообрядчества, пришел к выводу, что церковная реформа поначалу не вызвала широкого протеста в народной среде и что русское общество в массе своей оставалось равнодушным к изменениям в богослужебном чине и к правке литургических книг. Против Никона выступала только небольшая группа лиц, не оказавшая заметного влияния на современников . 

В переломные моменты Российской истории принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Поэтому обращение к таким периодам как период церковного раскола представляется особенно важным и актуальным. 

Особенно это важно с учетом того, что в литературе практически не рассматриваются культурологические аспекты церковного раскола. Одной из немногих таких работ является глава в книге И.Н. Ионова, посвященная этим аспектам.

Целью данной работы является рассмотрение раскола Русской Церкви: значения и смысла.

Цель определила решение следующих задач:

1.Рассмотреть краткую историю церковного раскола.

2.Охарактеризовать нравственный идеал старообрядчества.

3.Рассмотреть роль старообрядцев в развитии  предпринимательства.

Работа состоит из введения, основной части (2 глав), заключения и списка использованной литературы.

...
...

Способы оплаты: