Содержание
Введение…3
1.Бесспорные факты и эмпирическое обобщение…4
2.Проблемы….5
3.Гипотеза…6
4.Теория…6
5.Законы науки…14
Заключение…15
Контрольные вопросы…17
Тест…19
Список использованной литературы…27
1.Как соотносятся внешние и внутренние факторы развития науки?
2.Как вы понимаете познаваемость мира?
3.Приведите пример какого-либо высказывания, истинность которого будет зависеть от его гносеологических предпосылок.
4.Приведите примеры эмпирического и теоретического понятия. Каким способом они получены?
5.В чём заключается проблема?
6.Что такое гипотеза и с чем она связана?
7.Что представляет собой теория?
8.Какова структура научной теории?
9.Какие типы теорий вы знаете?
10.Что такое законы науки? Приведите примеры законов разных типов.
1.Что относят к формам научного познания?
2.Каково значение фактов в научном познании?
3.В чём суть проблемы. Приведите пример проблемы?
4.На чём строится теория?
5.Для чего выдвигается гипотеза в научном знании?
6.Для чего существуют и возникают научные теории?
7.Из чего состоит теория с содержательной стороны?
8.Каковы признаки закона?
9.Приведите классификацию научных теорий.
10.Для чего необходимо делать эмпирическое обобщение?
1.Какова цель научного познания?
2.Что следует понимать под фактом?
3.Для чего нужно переходить с эм¬пирического уровня познания на теоретический?
4.Какую роль играет интуиция?
5.Опишите проблему как форму познания.
6.Как выдвигается гипотеза?
7.Каким образом развитие самой теории напрямую зависит от ее философских оснований?
8.Какие научные теории вам известны? Приведите пример описательных (эмпирических ) теорий.
9.Сформулируйте задачу законов?
10.Какой характер носят законы?
1.Из чего состоит научное познание?
1.Бесспорные факты.
2.Эмпирическое обобщение.
3.Гипотеза.
4.Наука.
5.Проблемы.
6.Законы.
7.Всё взятое вместе.
2.Как определяется проблема?
1.Как «Знание о незнании».
2.Как осознанный учёными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно.
3.Все ответы.
4.Научная гипотеза выдвигается при наличии каких условий?
1.Отсутствие противоречий основных положений предлагаемой гипотезы не должна противоречить известным и проверенным фактам.
2.Соответствие новой гипотезы надёжно установленным теориям.
3.Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экспериментальной проверке.
4.Максимальная простота гипотезы.
5.Все ответы.
5.Перейти с эмпирического на теоретический уровень познания можно?
1.Да.
2.Нет.
6.Как теории существуют и возникают?
1.Сами по себе.
2.Не сами по себе.
7.С какой стороны научная теория может описана?
1.С содержательной стороны.
2.С формальной стороны.
3.То, и другое.
8.С содержательной стороны теория состоит из:
1.Эмпирического базиса.
2.Логического аппарата теории.
3.Собственно теории.
9.Собственные основания теории принадлежат самой теории?
1.Да.
2.Нет.
10.Какие бывают вспомогательные основания?
1.Семиотические.
2.Методологические.
3.Логические.
4.Прототеоретические.
5.Философские.
6.Все ответы.
11.Развитие самой теории зависит напрямую от философских оснований?
1.Да.
2.Нет.
12.Научные теории бывают?
1.Описательные.
2.Математизированные.
3.Дедуктивные теоретические системы.
4.Все ответы.
13.Задача науки важный или не важный вопрос для методологов науки?
1.Да.
2.Нет.
14.Какой характер носят законы науки?
1.Объективный характер
2.Не объективный характер.
15.Какие выделяют законы?
1.Частные.
2.Общие.
3.Всеобщие.
4.Законы функционирования.
5.Законы развития.
6.Все ответы.
1.Эмпирическое обобщение играет важную роль в науках, носящих в основном описательный характер?
1.Да.
2.Нет.
3.Гипотеза относится к формам научного познания?
1.Да.
2.Нет.
3.Проблемы являются формой научного познания?
1.Да.
2.Нет.
3.Гипотеза становится теорией в случае своего подтверждения?
1.Да.
2.Нет.
4.В ходе проверочных экспериментов:
1.Гипотеза либо опровергается.
2.Гипотеза либо подтверждается .
3.Все ответы.
5.С какой стороны научная теория может описана?
1.С содержательной стороны.
2.С формальной стороны.
3.То, и другое.
7.Теории существуют на основе научно-исследовательских программ или парадигм?
1.да.
2.нет.
8.В раках одного культурно-исторического целого может быть сформулировано несколько научно-исследовательских программ?
1.Да.
2.Нет.
9.Научная программа порождает несколько научных программ?
1.Да.
2.Нет.
10.Научная теория может быть описана с содержательной и формальной токи зрения?
1.Да.
2.Нет.
11.В качестве философских оснований в разное время использовались философские концепции?
1.Да.
2.Нет.
12.Сколько типов научных теорий выделяют?
1.Два.
2.Три.
3.Четыре.
13.К первому типу относятся дедуктивные теоретические системы?
1.Да.
2.Нет.
14.Можно утверждать, что задача науки – это выявление общих законов и закономерностей?
1.да.
2.нет.
15.Объективные закономерности – это:
1.Устойчивые связи.
2.Повторяющиеся.
3.Оба ответа.
1.Какие бывают знания?
1.Эмпирические.
2.Теоретические.
3.Оба ответа.
2.Познание начинается с бесспорных фактов?
1.Да.
2.Нет.
3.Эмпирические факты и обобщения много или мало объясняют?
1.Мало.
2.Много.
4.В непосредственном наблюдении можно зафиксировать сущностные характеристики предмета?
1.Да.
2.Нет.
5.При проверке научной гипотезы должны проводится новые эксперименты , задающие природе новые вопросы.
1.Должны.
2.Не должны.
6.Наука состоит из:
1.Наблюдений.
2.Экспериментов.
3.Гипотез.
4.Теорий.
5.Аргументации.
6.Творческой интуиции.
7.Научное познание имеет структуру:
1.Одноуровневую.
2.Двухуровневую.
8.Теоретическое и эмпирическое познание можно чётко разграничить?
1.Да.
2.Нет.
9.На разных уровнях познания используются?
1.Разные методы.
2.одинаковые методы.
10.На разных уровнях познания объекты исследования?
1.Одинаковые.
2.Разные.
10.Научная теория может описана с каких сторон?
1.С одной.
2.С двух.
11.Существуют различные точки зрения по поводу выявления общих законов и закономерностей?
1.Да.
2.Нет.
12.Чего меньше?
1.Законов.
2.Закономерностей.
13.Истина относительна или нет?
1.Да.
2.Нет.
14.Признаками закона являются:
1.Универсальность.
2.Необходимость.
3.Все ответы.
15.Законы должны относиться к какому объекту?
1.Любому.
2.Не любому.
1.Можно или нет перейти с эмпирического на теоретический уровень познания можно?
1.Да.
2.Нет.
2.Как теории существуют и возникают?
1.Сами по себе.
2.Не сами по себе.
3.С какой стороны научная теория может описана?
1.С содержательной стороны.
2.С формальной стороны.
3.То, и другое.
4.Научное познание имеет структуру:
1.Одноуровневую.
2.Двухуровневую.
5.При проверке научной гипотезы должны проводится новые эксперименты , задающие природе новые вопросы.
1.Должны.
2.Не должны.
6.Наука состоит из:
1.Наблюдений.
2.Экспериментов.
3.Гипотез.
4.Теорий.
5.Аргументации.
6.Творческой интуиции.
7.Какие бывают вспомогательные основания?
1.Семиотические.
2.Методологические.
3.Логические.
4.Прототеоретические.
5.Философские.
6.Все ответы.
8.Развитие самой теории зависит напрямую от философских оснований?
1.Да.
2.Нет.
9.Научные теории бывают?
1.Описательные.
2.Математизированные.
3.Дедуктивные теоретические системы.
4.Все ответы.
10.Сколько типов научных теорий выделяют?
1.Два.
2.Три.
3.Четыре.
11.К первому типу относятся дедуктивные теоретические системы?
1.Да.
2.Нет.
12.Можно утверждать, что задача науки – это выявление общих законов и закономерностей?
1.да.
2.нет.
13.Задача науки важный или не важный вопрос для методологов науки?
1.Да.
2.Нет.
14.Какой характер носят законы науки?
1.Объективный характер
2.Не объективный характер.
15.Какие выделяют законы?
1.Частные.
2.Общие.
3.Всеобщие.
4.Законы функционирования.
5.Законы развития.
6.Все ответы.
Не нашли готовую?