Содержание
Введение…3
1.Новые черты в российском предпринимательстве…5
2.Развитие предпринимательства купеческой знати в России…6
3.Русское купечество в конце XVIII- начале XX в Проблема купеческого предпринимательства…15
Заключение…23
Список используемой литературы…24
Введение
Со временем раны, нанесенные Руси монголо-татарским нашествием, затянулись, но дальнейшее развитие русского торгового предпринимательства проистекало в значительно худших условиях. По вполне понятной причине — вынужденной изоляции страны от внешнего мира — большое распространение получила внешняя торговля между удельными княжествами. Главным препятствием для торговых сообщений в XIII-XIV веках являлись дороги, на которых купцов поджидали бродячие татарские орды и местные разбойники. Поэтому русские князья, имея обоюдную заинтересованность в торговле, поскольку она обогащала княжескую казну, совместными усилиями стремились облегчить купцам их задачу. Для охраны купеческих караванов снаряжались воинские отряды, а между отдельными княжествами заключались договоры о фактически безрубежной торговле. Таким был, к примеру, договор Новгорода с Тверью, заключенный в 1363 году, несмотря на имеющиеся крупные политические разногласия.
Нo меньшим бедствием, чем разбойники, были для русских торговцев высокие таможенные сборы, ко¬торые приходилось платить при пересечении границ удельных княжеств. По этой причине в наиболее выигрышном положении находилась монастырская торговля. Она была освобождена от целого ряда по¬боров и повинностей, которыми были обременены обычные купцы, например от мыта, т. е. налога за проезд по мостам, от налога с каждого человека, со¬провождающего товар, от пошлины за взвешивание товара и т. д. К тому же за монахами-торговцами стоял высокий авторитет церкви и автономное поло¬жение монастырей по отношению к местной княжеской власти. Что же касается обычных русских купцов и просто торговцев, то они не имели никаких гарантий от произвола властей. Уже одно краткое перечисление налогов и повинностей, приведенное выше, показывает множество способов наживы феодальных владык с купеческой торговли. Правда, со временем усиливающаяся великокняжеская власть оказывала купцам своё покровительство, ограждала их от чрезмерных злоупотреблений со стороны удельных владык. Да и сами по себе крепнущие торговые связи между отдельными русскими землями стали прологом политического объединения отдельных княжеств в рамках единого государства.
Цель работы – рассмотреть русское купечество прежде и теперь, проблему купеческого предпринимательства.
Задачи работы:
1.Охарактеризовать новые черты в российском предпринимательстве
2.Рассмотреть развитие предпринимательства купеческой знати в России.
3.Рассмотреть русское купечество в конце XVIII-начале XX века, раскрыть проблему купеческого предпринимательства.
При написании данной темы были использованы различные журнальные статьи, учебные пособия по истории предпринимательства, монографии и др.
При написании первых двух параграфов данной темы мною были использованы такие книги как ''Тысяча лет русского предпринимательства''(в этой книге описываются русские купеческие династии XVI-XVII в), Сушешко В.А. История русского предпринимательства, Харькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России и др. учебники по истории предпринимательства. В них четко и кратко показаны новые черты в российском предпринимательстве, описано развитие предпринимательства купеческой знати в России.
При написании последнего параграфа было использовано многочисленное количество источников, т.к проблема купеческого предпринимательства в конце 18 - нач. 20 века освещалась многими авторами. Были использованы монографии Г.Х. Рабиновича, Н.Ф. Емельянова, Д.Я. Резуна, В.П. Бойко, А.А. Жирова и других авторов. Авторы рассматривают историю купеческого предпринимательства в различных аспектах, приводят биографические справки и жизни и деятельности представителей купеческих династий, характеризуют социокультурный облик купцов, показана проблема изучения купеческой семьи.
Не нашли готовую?