План
Введение…...3
I.История создания русской матрёшки……7
II.Основные художественные школы русской матрёшки. Стилистические особенности сложения русских матрёшек.
1.Сергиево-Посадская матрёшка…...11
2.Ниже-городская матрёшка……..16
3.Вятская матрёшка….22
4.Другие центры по росписи матрёшек……23
5.Авторская матрёшка……24
Заключение…...29
Список используемой литературы…..30
Введение.
Русская матрешка является одним из национальных символов России. Интерес к этой забавной куколке как у нас в стране, так и за рубежом огромен на протяжении уже более 100 лет. Свой постоянный дом матрешка обрела лишь в октябре 2001 года в Москве в помещении Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации.
Немного об истории. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Первые матрешки, которые выпускались артелью "Детское воспитание" хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети.
В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу. Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан. Более того, именно тогда стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм выгачивали и разрисовывали матрешки, выдавая их за русские.
Несмотря на то, что и до сих пор можно встретить матрешек неожиданных форм: шаро- или конусообразных, в форме шкатулок и укладок для бутылок, самыми популярными были и остаются фигурки имитирующие женское тело, правда сергиевские куклы как правило плотнее и приземистее семеновских. Кроме популярных за границей матрешек,
Исходя из этого тема « Руские матрёшки» на сегодняшний день актуальна.
Меня эта тема привлекла тем, что Русская матрешка является одним из национальных символов России, а так же тем, что Русские матрёшки популярны (особенно популярны матрешки, изображающие лидеров государств) и являются прекрасным видом исскуства.
Вместе с актуальностью можно увидеть проблемы. Это проблемы создания музея. В наше время создать музей очень сложно. Но нам это удалось, потому что инициатива возникла, так сказать снизу, прежде всего, у художников-матрешечников. Этот музей им просто необходим. Здесь художники могут выставить свои работы, получить квалифицированную помощь и консультации, здесь они могут собраться и обсудить свои проблемы.
Не случайно музей "Матрешка" разместился в помещении Фонда народных художественных промыслов. Ведь именно здесь - в этом красивом старинном здании 19-го века, в московской мастерской-магазине "Детское воспитание" создана первая русская матрешка. Она была выточена потомственным мастером-игрушечником Василием Звездочкиным по образцу, привезенному из Японии. Эта японская кукла, выполненная с большим юмором, представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Первая отечественная матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки до завернутого в пеленки младенца. Первые матрешки, которые выпускались артелью "Детское воспитание", хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. В ответ на произведенный фурор и неожиданно возникший спрос появились и производители. Начался настоящий "матрешечный бум". Первым центром, где было организовано массовое производство матрешек, стал небольшой город под Москвой Сергиев-Посад. Именно там оказалось множество искусных токарей, и отличный материал: береза и липа. Расписывали матрешки семейными артелями к старики, и дети. Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре производство матрешки разошлось по всей России. Возникшие еще в начале 20-го века основные центры по изготовлению матрешек - это провинциальные города в Центральной России: Тверь, Семенов, Вятка.
В экспозиции музея посетители могут увидеть, как менялась игрушка в течение века. Здесь представлены матрешки из Московского музея народного искусства, Сергиево-Посадского музея игрушки, экспонаты частных коллекций, авторские работы. Самыми популярными были и остаются русские матрешки изображающие девушек и женщин; в русских сарафанах и платках, в полушубках и валенках, с корзинами, хлебом-солью. На выставке во всем своем многообразии представлены и другие образцы. Есть здесь матрешка в виде жениха во фраке и невесты в подвенечном платье. Рядом с матрешкой "Свадебной" - усатая матрешка "Богатырь" в боевом шлеме с копьем и щитом. А вот бояре и боярыни со своим большим семейством. Есть здесь крошечные старички-лесовички, скоморохи. В витринах музея красуются матрешки, расписанные цветами, инкрустированные соломкой. Что касается количества кукол, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-местная матрешка. Правда такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства. Среди экспонатов выставки самая многоместная - матрешка "Крестьянка-укладка" 1903 года, состоящая из 32 кукол.
В последнее десятилетие стали популярны матрешки, изображающие лидеров государств. Такие куклы особенно популярны у иностранцев. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки пользовались невероятным спросом уже в начале 20 века. Тогда начался массовый вывоз матрешек за границу. Более того, именно в то время стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм выгачивали и разрисовывали матрешки, выдавая их за русские.
"Это не секрет, что за границей1, - говорит Лариса Соловьева - всегда интересовались нашей расписной матрешкой. Коллекционируют нашу матрешку и в Европе и в Америке. В Англии даже существует клуб матрешечников, создаются также каталоги матрешек с великолепной полиграфией. И к нашему музею интерес необыкновенный. Наряду с Третьяковской галереей. Оружейной палатой. Историческим музеем, Интурист включил его в список объектов обязательного посещения иностранными группами".
Цель работы – рассмотреть русские матрёшки.
Исходя из этого мною были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть историю создания русской матрёшки, увидеть как менялись матрёшки на протяжении 19-20 в.
2.Перечислить и рассмотреть основные художественные школы русской матрёшки и стилистические особенности сложения русских матрёшек.
Не нашли готовую?