Оглавление
Введение…3
1.Общая характеристика теории способностей, её методологическая основа...5
2.Теория спортивных способностей. Методологическая основа исследования по направлению Фк и С...8
Заключение…11
Список использованной литературы…12
Введение
Проблема способностей человека - одна из древнейших, как констатируют Б.В. Евстафьев [9] и В.Б. Иссурин [11], ссылаясь на работы Платона и Аристотеля. Несмотря на относительно большое количество публикаций по проблеме способностей в спортивной деятельности, многие вопросы дискуссионны, недостаточно разработаны и требуют дальнейшего исследования [6, 9, 11 и др.]. Прежде всего это относится к существу содержания понятия способностей.
Проблема способностей cтавилась в общей психологии еще в довоенные годы [8, 16, 18 и др.] в методологичес ком, теоретическом и экспериментальном аспектах и продолжает вызывать интерес исследователей до настоящего времени. Практически все выдающиеся психологи нашей страны внесли свой вклад в изучение этой проблемы. Методологический аспект проблемы способностей всесторон не представлен в исследованиях К.А. Абульхановой [1], Т.И. Артемьевой [3], Б.Ф. Ломова [13]. Теоретические и экспериментальные аспекты проблемы спортивных способностей рассматриваются в монографии А.В. Родионова [15]. Такой мощный методологический, теоретический и экспериментальный потенциал по проблеме способностей , видимо, было бы целесообразно в полной мере использовать для решения различных вопросов этой проблемы в теории и методике спортивной тренировки. В этой связи представляется целесообразным кратко остановиться на основных принципиальных положениях теории способностей , обоснованных в общей и спортивной психологии.
В философском энциклопедическом словаре способности определяются как "индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности" [21, с. 641].
В отечественной психологии при изучении проблемы способностей выделяется три основных направления, решающих ее с разных позиций и точек зрения:
а)рассмотрение способностей в общесоциологическом плане, с выделением их общественно-исторической сущности и зависимости формирования от специфики социальных условий;
б)исследование способностей и их развитие в конкретных видах деятельности;
в)изучение психологических механизмов способностей.
"Понятно, - утверждает Т.И. Артемьева, - что разработка общей теории способностей требует учета и соотношения всех этих разноплановых подходов" [3, с. 6].
Целью данной работы является рассмотрение теории спортивных способностей, методологической основы исследования по направлению «Физическая культура и спорт».
Не нашли готовую?