Русская философия конца 19 начала 20 века
План.
Введение…
1.Становление самобытной русской философской мысли (славянофилы и западники)
2.Философские воззрения революционеров-демократов (Добролюбов, Чернышевский) и народников (Папунин, Лавров).
3.Религиозная философия II половины 19 – нач. 20 в (Достоевский, Соловьёв, Бердяев).
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблемы духовной культуры в последние годы приобретают особое значение как в теоретическом, так и в практическом плане. Это связано с теми динамическими процес¬сами, которые происходят во всех областях жизни нашего общества. Многие негативные явления, сопровождающие эти процессы, связаны с дефицитом духовной культуры. Дефицит духовной культуры — не случайное явление, ибо он порожден всем предшествующим воспитанием и образованием в нашей стране.
Задачи формирования духовной культуры студенческой молодежи связаны прежде всего с философской культурой, ибо философия была и остается «душой культуры». Говоря о формировании философской культуры, мы должны четко ответить на вопрос: к какой философской культуре мы должны приобщать молодежь?
Теперь, когда мы отказались от философского монолога и восприняли философский плюрализм, философская культура может и должна формироваться на основе достижений всей мировой философской мысли. Однако это требует выбора приоритетов среди множества философских школ и направлений. Таким приоритетом является русская философия, та самобытная (оригинальная), которая долгое время была под своеобразным запретом. Имеется в виду философия, которая связана с именами таких мыслителей, как П. А. Флоренский, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др.
Дело в том, что философские системы этих мыслителей были теснейшим образом связаны с духовной культурой России. Да и сама их философия вытекала из этой культуры. Для западного типа философии были характерны систематизация и относительное обособление философского знания, что имело свои плюсы и минусы. Существенным негативным последствием этого явилось то, что философия замыкалась в иерархической структуре философских категорий и часто теряла контакт с другими сферами духовно¬го творчества, из которого философия черпает материал для своих обобщений и запросы которых она должна удовлетворять. В русской же философии не систематизированные формы ее бытия (например, философствования в контексте художественного творчества) временами приобретали особенно большое значение. Если методология западноевропейской философии функционировала в основном на стыке наук, то методология русской философии — на стыке гуманитарной, историко-культурной проблематики, предполагающей обращение к различным памятникам общественной мысли, художественной литературы и публицистики.
Русская философия никогда не замыкалась на анализе определенной формы теоретического умозрения, а пыталась охватить весь культурно-философский процесс во всем его внутреннем многообразии. Отсюда связь русской философии с проблемами религии, практической морали, истории, политики, художественного творчества, иначе говоря всем богатством духовной культуры.
Большинство русских философов были, как правило, сторонниками экзистенциального философствования, поэтому в ткань философской культуры они включили, прежде всего, темы свободы и творчества, души и духовности, смысла жизни и судьбы, рождения и смерти. Такой способ анализа историко-философских проблем имел свои преимущества и приоритеты для передачи и восприятия своей национальной философской культуры, которая в результате такого изложения становилась более понятной и доступной.
Таким образом, изучение оригинальной русской философской мысли позволит проникнуть в самые глубин¬ные основы русской культуры, лучше разобраться в ней и увидеть своеобразие менталитета русского народа.
Итак, цель работы – рассмотреть русскую философию 19 – нач. 20 в.
Не нашли готовую?