1. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге. М.: 1991 |
|
||
1. «бездумность» современности как бегство от мышления; |
|
|
|
2. Вычисляющее мышление и осмысляющее мышление; |
|
|
|
3. «Укорененность» человека и утрата укорененности; |
|
|
|
4. Технизированность мира и осмысляющее мышление; |
|
|
|
5. Отрешенность от вещей как не-бессмысленность, постижение смысла мира техники; |
|
|
|
6. Опасность технического прогресса: особенности понимания. |
|
|
|
7. Способность сказать технике «да» и «нет «одновременно». |
|
|
|
2. Бодрийяр Ж. Ксерокс и бесконечность // Прозрачность зла <http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_01.php > C.75-88 |
|
1. возникновение «умных машин» как разочарование в уме и тяжести беспомощного интеллекта; |
|
2. манифестация мысли в технике как способ ухода от самой мысли; |
|
3. власть виртуальной машины, способной держать мысль в состоянии бесконечного напряженного ожидания» краткосрочности исчезающего знания»; |
|
4. отсутствие мысли в машине как отсутствие иллюзии и двойственности; человек как «удовольствие быть человеком», как «способность превзойти себя»; |
|
5. слияние человека и машины как «новая парадигма чувствительности»; |
|
6. человек-машина как «не-человеческое измерение»; |
|
7. смысл названия работы «Ксерокс и бесконечность» |
|
3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3: |
|
1. способы мышления в «науках о природе» и «науках о духе»: особенности и точки пересечения; |
|
2. представление об объективном мире и идея истины в научном смысле как бесконечность задач европейской культуры; |
|
3. «естественная», «мифо-религиозная» и «теоретическая» установки: различия и особенности; |
|
4. понятия «дух Европы», «телеология европейского рационализма»; |
|
5. «кризис Европы» как заблуждение рационализма (объективизм, натурализм, «овнешнение» знания) |
|
6. «науки о духе» как фикция |
|
7. возможные выходы из кризиса европейского существования. |
|
4. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма // Вопросы философии. 1999. №10: |
|
1. «очевидные» и «скрытые» уроки постмодернизма; |
|
2. «логоцентризм» и «телоцентризм» как критика рациональности и как переход к «новой архаике»; телесно-визуалистская ориентация культуры; |
|
3. роль средств социальной коммуникации, «тело» в социальности и в культуре; игра с телом как замена игры со словом; понятие «телоцентризм»; |
|
4. стилевые нормы и каноны постмодернизма: эклектизм, «нормативность анормативности», «невразумительность и невменяемость», «конец стиля»; |
|
5. ответственность и свобода: пределы свободы и ответственности; «сознательная невменяемость и свободный отказ от ответственности» как уроки постмодернизма; мультикультурализм и политкорректность постмодернизма; |
|
6. сужение границ Я, свободы и ответственности в телоцентризме постмодернизма и «новая архаика»; |
|
7. человек постмодернизма – как «тотальная видимость», «кажимость» и перспективы нового гуманизма. |
|
5. Сухачёв В. Ю.Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой < http://www.anthropology.ru/ru/texts/sukhach/passdcs.html> |
|
1. «промысливание заботы о Я» как традиция, идущая с Античности, и наследуемой Декартом; «промысливание» Я «как целое» и как «предельность»; |
|
2. Я как вопрошание, как подвергнутое сомнению и допросу; |
|
3. «собранность Я из фрагментов», существование «Я в зеркалах», «Я, играющего по чужим сценариям»; |
|
4. картезианское сомнение «как девальвация богов, вещей, сценариев, предлагаемых Другим и другими»; необходимость «эксперимента в истинности Я», отделения его «от всего, что предоставляет подтверждение существования Я»; |
|
5. «осознание как свидетельствование», самопознание как «основа познания только в опыте существования, связь с этим произнесение «Я мыслю, следовательно, существую», и с тем, что «когда я говорю, я осознаю себя»; |
|
6. Декартовское утверждение о том, что «существование вещей не определяет моего существования»; опыт невозможности опоры человеческого Я на вещи здесь идет речь; |
|
7. «Отказ от знания вещей открывает пространство для знания Я» как пространство самопознания. |
|
6. Мамардашвили М.К. Идея преемственности и философская традиция // В кн.: Как я понимаю философию. – М.190. С.91-99 |
|
1. оригинальность М.К. Мамардашвили в понимании идеи преемственности в отличие от ее общепринятого ее понимания; |
|
2. «конституирующие акты сознания», позволяющие осуществить опыт такой преемственности, когда в сознании любого человека могут возникнуть идеи великих мыслителей без ознакомления с их концепциями); |
|
3. «быть живым» и «держать живым» какого-то философа в процессе мыслительного акта; |
|
4. подлинный процесс мышления и имитация мышления; |
|
5. «сознание опыта, а не сознание об опыте»; |
|
6. философское мышление и отвлеченный язык философии как «пространство, в котором может быть воссоздан мыслящий»; |
|
7. |
|
7. Козлова М.С. Был ли Л.Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманию природы философии) <http://iph.ras.ru/page50370753.htm> |
|
1. тезис о «бессмысленности философских утверждений»; |
|
2. формы существования высказываемого и невысказываемого; |
|
3. формы существования философии и философских фраз; |
|
4. понятие концептуальной схемы языка, роль молчания в философии; |
|
5. философские фразы как псевдоутверждения; |
|
6. философские сверх-высказывания и нормальная работа языка, концептуальный и эмпирический планы рассуждений; |
|
7. философские фразы как логико-грамматические правила. |
|
8. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга Слова и вещи //В кн.: Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000550/index.shtml> |
|
1. возможности, границы и критерии познания действительности в новых условиях современности: постепенная «децентрация человека в мире»; ниспровержение иллюзии познания в гуманитарном знании; |
|
2. французский структурализм как отзыв на социальный запрос 60-х, отличительные особенности задачи; |
|
3. основные установки и исследовательские задачи работы М.Фуко «Слова и вещи»; суть понятия «эпистема»; |
|
4. виды эпистем в Новое время: ренессансная эпистема, классическая эпистема, современная эпистема; их характеристики; |
|
5. «проблема человека в истории» с точки зрения Фуко как «исчезновение человека», как «смерть человека»; |
Трактует личность синергетически – как функцию открытой |
6. понятия «дискурс» и «дискурсивные практики» в концепции Фуко. |
|
7. Смысл названия работы М. Фуко «Слова и вещи» |
|
9. Хайдеггер М. Вещь <http://philosophy.ru/library/heideg/th.html>
|
|
1. существо близости, близость как устранение дали, близость как выражение не через предметность вещи, а через выявление ее сущности; |
|
2. вещественность вещи как «вещи в себе», «вещи как вещи»: как не созданная изготовлением, как высвобожденная изготовлением; |
|
3. пустота как вмещающее в емкости, как приемлющая емкость; |
|
4. Принудительность научного знания как недопущение существования вещи самой по себе в качестве определяющей действительности, как уничтожение вещи и как забвение вещественности вещи; |
|
5. неявленность вещи как вещи: пустота в физическом смысле как не-пустота вещи, как впускающая пустота, как приемлющая емкость, как двоякость пустоты ; |
|
6. веществование вещи как собирание, подношение (существо) полной чаши (вещи) как многосложное простое собирание; |
|
7. при-ближение как само веществование вещи, как отражение осуществляюще-высвечивающей зеркальности мира, как «мирение», веществование как при-ближение мира; |
|
10. Фуко М. Герменевтика субъекта <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000553/> |
|
1. забота о себе (концепция epimeleia/cura sui) в античной философии; забота о самом себе как эгоизм или уход в себя акцент картезианства вновь самопознании как основного пути постижения истины. |
|
2. духовность как философский поиск; познание как единственный способ постижения истины; забота о себе как практика в общественно-политическом контексте; |
|
3. формы самореализации субъекта: виды деятельности, внешне напоминающие заботу о себе; основные линии эволюции понятия заботы: диететика, экономика и эротика; |
|
4. забота о себе как божественное самопознание, движение к божественному самопознанию через тройное отношение «заботы о себе» в политической, педагогической и эротической деятельности; |
|
5. забота о себе как врачевание души: исправление, освобождение знания; самореализация как акт врачевания, как терапевтическое средство; |
|
6. необходимость другого в процессе самореализации: типы мастерства и умения, невежество и память как игра; глупость (Stultitia) как иной полюс самореализации; |
|
7. забота о себе как спасение: значения понятия «спасение», спасение как приятие самого себя; постижение истины как забота о себе: необходимость трансформаций и модификаций, которые делают человека способным к восприятию истины. |
|
М. Хайдеггер.
ОТРЕШЕННОСТЬ.
Перевод с издания: Heidegger Martin. Gelassenheit. Gunther Neske. Pfullingen, 1959. S. 11 — 28[1]. A. G. Солодовникова, перевод, 1991.
План анализа для аннотации (представлен в таблице-вопроснике):
1)бездумность» современности как бегство от мышления;
2)вычисляющее мышление и осмысляющее мышление;
3)укорененность» человека и утрата укорененности;
4)технизированность мира и осмысляющее мышление;
5)отрешенность от вещей как не-бессмысленность, постижение смысла мира техники;
6)опасность технического прогресса: особенности понимания;
7)способность сказать технике «да» и «нет « одновременно».
БЛОК-СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА СТАТЕЙ
Блок-схема представляет собой первый этап письменного анализа статей в виде краткого освещения наиболее значимых авторских идей схематично отражающей концепцию работы.
Не нашли готовую?