3.2.1 База оценочных средств для оценки порогового уровня сформированности компетенций
Тема 1. Философия: смысл и значение
пороговоый уровень сформированности компетенций
Философия: смысл и значение -1 вариант |
Философия: смысл и значение -2 вариант |
1. С древнегреческого слово "философия" переводится как: а) знание как таковое; б) любовь к мудрости; в) любовь к "знанию; г) знание причин. |
1. Слово "Философия" в переводе с древнегреческого: а) нуждаемость в мудрости б) восхищение мудростью в) интерес к мудрости г) любовь к мудрости |
2. Философия это: а) наука, теория; б) форма духовной деятельности, в основе которой лежит систематическое размышление, направленное на понимание внутренней взаимосвязи и единства всего существующего во всей полноте и целостности. |
2. Что такое философия? а) форма общественного сознания; наука о здоровом образе жизни; б) форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания; |
3. Предмет философии это: а) общие закономерности развития природы б) фундаментальные законы общественного развития в) всеобщие принципы бытия и познания, отношение человека к миру г) общие законы развития мышления |
3. Предмет философского познания это: а) отношение между целостным человеком и целостным миром. б) общие законы развития мышления; в) общие закономерности развития природы г) фундаментальные законы общественного развития |
4. Философия как учение это: а) система истин; б) особая наука; в) система философских знаний, складывающаяся в результате изучения различных аспектов бытия |
4. Философия как форма духовной деятельности это: а) изречение истин; б) особая форма познания, в основе которой лежит систематическое размышление; в) вид научной деятельности. |
5. В чем наибольшей мере проявляется специфика философии? а) философия - это наука, теория; б) философия - это способ получения знаний; в) философия - это вид жизнедеятельности человека; г) философия - это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем; д) философия - это псевдонаука. |
5. В чем в наибольшей мере проявляется специфика философии? а) философия - это способ получения знании; б) философия –это наука; в) философия - это вид жизнедеятельности человека; г) философия - это систематическое размышление, направленное на понимание внутренней взаимосвязи и единства всего существующего во всей полноте и целостности; д) философия - это псёвдонаука. |
6. В структуру философского знания, в частности, входят: а) Онтология, гносеология, методология б) Риторика, лингвистика, филология в) Генетика, цитология, морфология г) Политология, социология, искусствоведение |
6. В структуру философского знания не входит: а) аксиология, б) онтология, б) этика, в) социология. |
7. Какая функция не присуща философии? а) онто -гносеологическая; б) мировоззренческая; в) иллюзорно-компенсаторная; г) методологическая; д) прогностическая. |
7. Кто из философов и в какой работе считает главным вопросом философии вопросы: "Что есть человек?", "Что он может знать?", "Что он может делать? "На что он может надеяться?". а) Платон "Государство"; б) Августин "О граде божьем". в) И.Кант "Критика чистого разума"; г) К.Маркс "Тезисы о Фейрбахе"; д) В.И.Ленин "Материализм и эмпириокритицизм". |
8. Мировоззрение - это: а) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации; б) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний; в) система взглядов о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей; г) все ответы неправильные. |
8. Мировоззрение это: а) система взглядов человека о мире и своем месте в нем, которая выражает потребности и интересы человека, определяет смысл его существования и ориентирует, направляет его деятельность; б) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации; в) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний; |
9.Мировоззренческая функция философии заключается: а) в раскрытии предельных смыслов жизнедеятельности человека; б) в формировании убеждений человека, выступающих в качестве установок и стереотипов действия. |
9.Мировоззренческая функция философии заключается: а) в формировании убеждений человека, выступающих в качестве установок и стереотипов действия; б) в осознании человеком себя как целостности;. |
Тема 2. Древнеиндийская и древнекитайская философия
Древнеиндийская и древнекитайская философия 1 – вариант |
Древнеиндийская и древнекитайская философия 2 – вариант |
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную: 1) чарвака-локаята; 2) буддизм; 3) джайнизм; 4) веданта. |
1. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель: 1) конфуцианства; 2) буддизма; 3) мусульманства; 4) йоги. |
2. Укажите древнекитайский философский текст: 1) «Упанишады»; 2) «Книга перемен»; 3) «Книга мертвых»; 4) «Типитака». |
2. «Теория недеяния» – основной принцип: 1) даосизма; 2) буддизма; 3) конфуцианства; 4) моизма. |
3. Умеренность и избегание крайностей у Будды – это: 1) «Восьмеричный путь»; 2) «Срединный путь»; 3) «Золотое правило»; 4) «Благородная истина». |
3. Впервые изречение «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» прозвучало в трудах: 1) Толстого; 2) Аристотеля; 3) Конфуция; 4) эпос «Махабхарата». |
4. Высшая ступень нравственного совершенства души (в Индийской философии): 1) сансара; 2) карма; 3) мокша; 4) ахимса. |
4. Путь постепенной трансформации сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны – это: 1) «Восьмеричный путь»; 2) «Срединный путь»; 3) «Истинный путь» 4) «путь Будды». |
5. «Хинаяна» и «Махаяна» – это направления: 1) буддизма; 2) индуизма; 3) конфуцианства; 4) даосизма. |
5. В V в. до н. э. существовало 100 философских школ: 1) в Индии; 2) в Египте; 3) в Китае; 4) в Греции. |
6. Стихии или первоэлементы природы: вода, огонь, металл, земля и... : 1) дерево; 2) человек; 3) воздух; 4) камень. |
6. Два духа – Инь и Ян – управляют: 1) водой и землей; 2) небом и землей; 3) живой и неживой природой; 4) водой и огнем. |
7. Дао – это: 1) путь; 2) жизнь; 3) правило; 4) основное понятие в философии Конфуция. |
7. Основоположник даосизма: 1) Чжуан-цзы; 2) Мо-цзы; 3) Лао-цзы; 4) Шан Ян. |
8. Основной принцип даосизма: 1) принцип причинности; 2) принцип непротивления злу; 3) принцип недеяния; 4) принцип человеколюбия. |
8. Принуждение вместо убеждения в системе государственного управления – это один из принципов: 1) даосизма; 2) конфуцианства; 3) моизма; 4) легизма. |
9. Книга «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») написана: 1) Мо-цзы; 2) Шан Яном; 3) Конфуцием; 4) одним из учеников Конфуция. |
9. Образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению – это: 1) принцип «ли»; 2) принцип «вэнь»; 3) принцип «недеяния»; 4) принцип «чжун». |
10. В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание: 1) на проблеме жизни и смерти; 2) на проблеме общественных отношений; 3) на проблеме человека; 4) на проблеме познания. |
10. Восточная философия отличается от западной: 1) приверженностью научной методологии; 2) тесным взаимодействием с религией; 3) обращением к общечеловеческим ценностям; 4) большим вниманием к проблемам общества. |
Тема 3. Основные проблемы античной философии
Основные проблемы античной философии 1-й вариант |
Основные проблемы античной философии 2-й вариант |
1. Проблема изменения была одной из фундаментальных в греческой философии. Фалес так отвечал на вопрос, как происходят изменения: первооснова – (...) – преобразуется из одного состояния в другое: 1) вода; 2) воздух; 3) мысль; 4) слово. |
1. (...) из Эфеса и Парменид предложили диаметрально противоположные ответы на вопрос о существовании изменений. (...) утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения и движения: 1) Зенон; 2) Аристотель; 3) Гераклит; 4) Пифагор. |
2. (...) рассуждая оперирует четырьмя элементами: огнем, воздухом, водой и землей, а также двумя силами – разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь): 1) Эмпедокл; 2) Фалес; 3) Демокрит; 4) Пифагор. |
2. Существует только один вид первоначал – маленькие неделимые частицы. Это основное положение атомизма, предложенное: 1) Демокритом; 2) Эмпедоклом; 3) Гераклитом; 4) Пифагором. |
3. Для софиста (...) искусство речи, риторика, были в основном средством словесного уговаривания, а не средством поиска доказательства и рационального переубеждения: 1) для Горгия; 2) для Аристотеля; 3) для Демокрита; 4) для Пифагора. |
3. Тезис «человек есть мера всех вещей» был сформулирован: 1) Горгием; 2) Пифагором; 3) Эмпедоклом; 4) Протагором. |
4. Цель беседы, которая строилась в форме (...) диалога, заключалась в извлечении «личностного знания»; путем личного осознания человеком истины предмет разговора становился «лично приобретенным»: 1) известного во всем мире по сей день греческого диалога; 2) платоновского диалога; 3) пифагорейского диалога; 4) сократовского диалога. |
4. Если Платон пытался развивать учение о вечном и совершенном идеальном государстве, то (...) пытался найти среди возможных наилучшее государство, которое можно было бы реализовать: 1) Пифагор; 2) Фалес; 3) Аристотель; 4) Демокрит. |
5. Философское учение о фундаментальных формах существования, бытия: 1) гносеология; 2) аксиология; 3) онтология; 4) социальная философия. |
5. Аристотель ввел 4 типа изменений – качественные, количественные, пространственные и (...): 1) духовные; 2) субстанциальные; 3) временные; 4) он сформулировал только 3 типа изменений. |
6. Целью творческих, (...) дисциплин по Аристотелю является создание нового: 1) теоретических; 2) пойетических; 3) практических; 4) политических. |
6. Для достижения благополучия и минимума страданий человек обязан рассчитывать свои действия. С этим были согласны: 1) пифагорейцы; 2) жители греческих полисов; 3) эпикурейцы; 4) спартанцы. |
7. (...) едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; (...) есть вся возможная полнота совершенств. Что же так характеризовал Парменид?: 1) философское знание; 2) общество; 3) бытие; 4) космическое пространство. |
7. (...) – космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно: 1) Онтос; 2) Теос; 3) Эйдос; 4) Логос. |
8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех: 1) онтос; 2) праксис; 3) номос; 4) Теос. |
8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех: 1) онтос; 2) праксис; 3) номос; 4) Теос. |
9. (...) призывали людей попрать все нормы и правила общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях: 1) пифагорейцы; 2) киники; 3) антиглобалисты; 4) адепты демократии. |
9. Формула жизни: «без общины, без дома, без отечества» принадлежит: 1) Диогену; 2) Платону; 3) Фалесу; 4) в Древней Греции так даже и подумать не могли. |
10. Один из диалогов Платона назывался: 1) Перспективы общественного развития; 2) Мое общество; 3) Полис и граждане; 4) Государство. |
10. После рождения, но до поселения Аристотель выделял как этап социализации: 1) полис; 2) семью; 3) школу; 4) обряд посвящения в граждане и подготовку к нему. |
Основные проблемы античной философии 3-й вариант |
Основные проблемы античной философии 4-й вариант |
1. Воздух – одна из первооснов – нагреваясь разжижается и становится огнем. Милетский натурфилософ, развивавший эту теорию переходов: 1) Парменид; 2) Аристотель; 3) Анаксимен; 4) Диоген. |
1. Ученик Парменида (...) Элейский защищал учение о логической невозможности изменения (см. рассказ об Ахиллесе и черепахе): 1) Зенон; 2) Аристотель; 3) Гераклит; 4) Пифагор. |
2. В математике они нашли ключ ко всем загадкам вселенной: 1) эпикурейцы; 2) пифагорейцы; 3) ученики Платона; 4) математика в Древней Греции еще не выделилась в самостоятельную науку. |
2. Мир имеет только одно начало, общество должно быть четко иерархичным, а сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы в прямоугольном треугольнике... Это утверждения: 1) эпикурейцев; 2) учеников Аристотеля; 3) Аристотеля; 4) пифагорейцев. |
3. Обучали искусству аргументации и ведения дискуссий: 1) киники; 2) во всех школах Древней Греции; 3) софисты; 4) только в Афинах. |
3. Он отличался от своих предшественников тем, что рассматривает ум («нус») как субстанцию, которая входит в состав живых существ и отличает их от мертвой материи: 1) Анаксагор; 2) Аристотель; 3) Эмпедокл; 4) Протагор. |
4. В качестве основного предмета изучения было «внешнее» (природа) у Фалеса, Анаксимена, Пифагора, Демокрита, (...) и др.: 1) Горгия; 2) Платона; 3) Анаксагора; 4) Протагора. |
4. И внешнее («природу») и внутреннее (познание, мораль) как предмет изучения рассматривали: 1) Фалес и Гераклит; 2) Пифагор и Парменид; 3) Платон и Аристотель; 4) Платон и Анаксимандр. |
5. Этот удивительный философ иногда останавливал афинских граждан на улице/рынке и начинал обсуждать с ними сложные вопросы. Он же был самым частым собеседником в диалогах Платона: 1) Аристотель; 2) Фалес; 3) Пифагор; 4) Сократ. |
5. В 388 г. до н.э. (...) основал школу в Афинах – Академию: 1) Платон; 2) Аристотель; 3) Сократ; 4) Пифагор. |
6. Властью в полисе должны обладать компетентные граждане, а не простые люди из народа, а специальная система образования помогала бы таких людей находить и готовить к управлению. Так полагал: 1) Фалес; 2) Платон; 3) Эпикур; 4) Анаксимандр. |
6. Платон считал, что (...) есть гармония трех добродетелей – мудрости, мужества, умеренности: 1) добро; 2) справедливость; 3) нелицемерие; 4) труд на благо общества. |
7. Студент академии Платона, основатель Лицея и наставник Александра Великого: 1) Сократ; 2) Плотин; 3) Аристотель; 4) Анаксимандр. |
7. Учение, которое трактует наслаждение в качестве наивысшего и единственного блага называется: 1) гедонизм; 2) скептицизм; 3) прагматизм; 4) неоплатонизм. |
8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех: 1) онтос; 2) праксис; 3) номос; 4) Теос. |
8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех: 1) онтос; 2) праксис; 3) номос; 4) Теос. |
9. Парменид в поэме (...) обосновывает путь исследования природы при помощи понятий («разумом ты разреши эту задачу»): 1) О природе вещей; 2) О природе; 3) О познании природы; 4) О натурфилософии и методологии. |
9. Необходимость (...) называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным и неуничтожимым: 1) Платон; 2) Парменид; 3) Плотин; 4) это сказал один философов Древней Индии, а не Древней Греции. |
10. Римские стоики Цицерон, Эпиктет, Марк Аврелий и (...): 1) Зенон; 2) Диоген; 3) Гиппократ; 4) Сенека. |
10. Идея (...) является главной в платоновском понимании искусства: 1) творческого развития; 2) радости и счастья; 3) передачи социально значимого смысла; 4) копирования, имитации. |
Тема 4. Основные проблемы философии средневековья
Основные проблемы философии средневековья 1 – вариант |
Основные проблемы философии средневековья 2 – вариант |
1. Развитие средневековой философии происходило: 1) в пределах бывшей Римской империи; 2) на территории Европы и Ближнего Востока; 3) в Западной Европе; 4) только во Франции, Италии и Испании. |
1. Хронологически период средневековья охватывает: 1) V-X вв.; 2) V-XV вв.; 3) V в. до н.э. - XV в. н.э.; 4) XV-XVII вв. |
2. Интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии происходило на этапе: 1) патристики; 2) схоластики; 3) средневековья вообще; 4) Нового времени в европейской истории. |
2. Систематическая разработка христианской философии и ее формирование как целостной рационально оформленной системы происходило на этапе: 1) патристики; 2) схоластики; 3) средневековья вообще; 4) Нового времени в европейской истории. |
3. На этапе схоластики развитие христианской философии происходило под влиянием философского наследия: 1) Платона; 2) Сократа; 3) Аристотеля; 4) Гераклита. |
3. На этапе патристики важное значение имело философское наследие: 1) Пифагора; 2) Аристотеля; 3) Платона; 4) философов Милетской школы. |
4. (...) считал, что индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, также и история – противостояние града Божьего и града земного: 1) Августин Блаженный; 2) Фома Аквинский; 3) У. Оккам; 4) Р. Бэкон. |
4. Выражение проблема (...) используется для обозначения средневековых споров вокруг вопроса о существовании объективного содержания у общих понятий: 1) бытия; 2) человека; 3) универсалий; 4) веры и знания. |
5. Универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении. Так считали: 1) все философы средневековья; 2) Августин Блаженный и Фома Аквинский; 3) философы-реалисты; 4) философы-номиналисты. |
5. Исходя из учения Аристотеля, (...) рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего: 1) Августин Блаженный; 2) Фома Аквинский; 3) У. Оккам; 4) Р. Бэкон. |
6. Главная цель государственной власти по взглядам Фомы Аквинского: 1) содействовать общему благу; 2) обеспечить всех работой; 3) дать всем гражданам образование и возможность его применить; 4) осуществлять функции судьи в гражданских спорах. |
6. Выступал против крайностей реализма и номинализма, выработал компромиссную формулу концептуализма: 1) Росцелин; 2) Эриуген; 3) Абеляр; 4) Фома Аквинский. |
7. Учение Августина о предопределении можно назвать: 1) религиозным пессимизмом; 2) учением о доброй направленности; 3) учением о реальной свободе; 4) религиозным фатализмом. |
7. В философии Фомы Аквинского душа: 1) обладает животворящей силой человеческого организма; 2) просто энергия жизни; 3) субстанция, способная существовать только в теле живого человека; 4) не может существовать вечно. |
8. Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является (...): человеку нужно знать нечто такое, что ускользает от его разума: 1) познание себя; 2) божественное откровение; 3) самостоятельное познание божественной истины; 4) поиск истины. |
8. Августин Блаженный придерживался идеи, что смысл земной жизни человека: 5) в познании истины; 6) в спасении души; 7) в реализации себя; 8) в познании себя. |
Тема 5. Философские концепции эпохи Возрождения
Философские концепции эпохи Возрождения 1 – вариант |
Философские концепции эпохи Возрождения 2 – вариант |
1. Для философии эпохи Возрождения характерно: 1) отстаивание принципа творческой самостоятельности человека; 2) широкое распространение религиозных взглядов; 3) появление новых концепций, не имевших аналогов в прежние эпохи; 4) отношение к философии как к учению о добродетели, очищающем от различного рода аффектов. |
1. Для философии эпохи Возрождения характерно: 1) появление новых концепций, не имевших аналогов в прежние эпохи; 2) создание целостной концепции, отражающей взгляды на все основные проблемы философии; 3) распространение идеи гуманизма; 4) изучение философского наследия Др. Индии и Китая. |
2. Сословное и имущественное неравенство, утрата высоких нравственных устоев связано, по мнению М. Монтеня: 1) с развитием цивилизации; 2) с развитием торговли; 3) с развитием профессиональных отношений; 4) с развитием промышленного производства. |
2. «Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения». Так считал: 1) М. Монтень; 2) П. Мирандола; 3) Ж.Ж. Руссо; 4) Дж. Бруно. |
3. (...) произвел революцию в астрономии, разрушив космологические систему Платона, Аристотеля и Птолемея: 1) Дж. Бруно; 2) П. Мирандола; 3) Н. Кузанский; 4) Н. Коперник. |
3. По мысли (...), человек через творческую деятельность своего ума как бы уподобляется Богу: 1) Я. Бёме; 2) Н. Кузанского; 3) Ф. Аквинского; 4) Дж. Бруно. |
4. Главным стимулом философского творчества Я. Бёме была проблема: 1) мироздания; 2) бытия человека; 3) познания; 4) зла. |
4. (...): «Пока я ничего не желаю, я не имею также качеств, я ничто!»: 1) Б. Спиноза; 2) Н. Кузанский; 3) Я. Бёме; 4) Дж. Бруно. |
5. Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым: 1) пантеизм; 2) метафизика; 3) теизм; 4) атеизм. |
5. Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым: 1) пантеизм; 2) метафизика; 3) теизм; 4) атеизм. |
6. Основная идея гуманизма: 1) о значимости добродетели; 2) о важности религиозного образования для развития человека; 3) о невозможности воспитания способности к добродетельным поступкам; 4) о самоценности земной жизни человека. |
6. Критика Эразмом Роттердамским церкви и схоластической философии, призыв возродить первоначальное христианство были истолкованы: 1) как новое направление в христианстве; 2) как философия Нового времени; 3) как новое учение о Боге; 4) как философия земной жизни. |
7. Ф. Бэкон рассматривал (...) как основу социального благополучия: 1) религиозное образование; 2) познание природы и использование полученного знания; 3) привитие идей философии Платона; 4) воспитание с ранних лет в духе античной философии. |
7. В эпоху Возрождения была обоснована идея доверия к естественному человеческому разуму и заложены основы философии: 1) свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок; 2) свободной от скептицизма; 3) свободной от наследия античности; 4) свободной от субъективизма. |
8. (...) Дж. Бруно уподобляет людей божеству, возвышает над размеренной повседневностью: 1) философия; 2) героическая смелость; 3) героический энтузиазм; 4) совершение добродетельных поступков. |
8. У Дж. Бруно основной единицей сущего является (...), в чьей деятельности оказываются едиными телесное и духовное, объект и субъект : 1) живая материя; 2) душа; 3) монада; 4) опейрон. |
Тема 6. Новое время. Немецкая классическая философия
Новое время. Немецкая классическая философия 1 – вариант |
Новое время. Немецкая классическая философия 2 – вариант |
1. В науке видел источник счастья и благополучия человека, и считал, что «знание – сила»: 1. Ф. Бэкон 2. Дж. Бруно 3. Т. Гоббс 4. К. Маркс |
1. Методологию экспериментального естествознания как залог будущего могущества человека развивал: 1. Т. Гоббс 2. Ф. Бэкон 3. И. Ньютон 4. Н. Коперник |
2. Философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств: 1. эмпиризм 2. сенсуализм 3. детерминизм 4. феноменология |
2. Теория познания этого мыслителя строилась на принципах сенсуализма: 1. Ф. Бэкон 2. Р. Декарт 3. Т. Гоббс 4. И. Кант |
3. Метафизика является основанием для «древа знания» в работах: 1. Т. Гоббса 2. Р. Декарта 3. Б. Спинозы 4. Дж. Локка |
3. Государство возникло: 1. в результате общения людей 2. в результате общественного договора, соглашения 3. в результате разделения труда и подчинения одних людей другим 4. под влиянием идей древних философов |
4. Материальная и идеальная субстанции у Р. Декарта обладают атрибутами: 1. мышлением и воображением 2. ощущением и восприятием 3. чувствами и волей 4. мышлением и протяженностью |
4. Изречение Р. Декарта «Cogitoergosum» буквально переводится: 1. Я существую, а потому действую 2. Я существую и мыслю 3. Я мыслю, следовательно существую 4. Я мыслю, следовательно у меня есть разум |
5. Дедукция – это: 1. движение мысли от единичного к общему 2. восхождение процесса познания от общего к единичному 3. размышление об общем и частном 4. познание всеобщего без рассмотрения частного |
5. Индукция – это: 1. движение мысли от единичного к общему 2. восхождение процесса познания от общего к единичному 3. размышление об общем и частном 4. познание всеобщего без рассмотрения частного |
6. Противопоставил дуализму Р. Декарта принцип монизма: 1. Б. Паскаль 2. Н. Коперник 3. Т. Гоббс 4. Б. Спиноза |
6. Мир состоит из мельчайших элементов – монад. Так считал: 1. Б. Паскаль 2. Дж. Локк 3. Г. Лейбниц 4. И. Кант |
7. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» - цитата из произведения: 1. Ф. Вольтера 2. Ж.Ж. Руссо 3. Д. Дидро 4. П. Гольбаха |
7. Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, защищали принцип: 1. материальности мира в его механистической форме 2. преобладания идеального в мире над материальным 3. эволюции в развитии общества 4. детерминизма в науке |
8. Заслугой И. Канта состоит в том, что он: 1. отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать) 2. разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях 3. определил направление развития философии экзистенциализма 4. ответил на вопрос о происхождении человека и общества |
8. Немецкий классик философии Г. Гегель преимущественно развивал: 1. учение о законах и категориях диалектики 2. философию жизни 3. учение об обществе 4. учение о человеке и его общественном бытии |
9. В философии И. Канта априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание – это: 1. трансцендентное 2. идеальное 3. трансцендентальное 4. материальное |
9. Заслугой И. Канта состоит в том, что он: 1. отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать) 2. разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях 3. определил направление развития философии экзистенциализма 4. ответил на вопрос о происхождении человека и общества |
10. По словам И. Канта, над всеми другими существами человека возвышает наличие: 1. разума 2. рук и ног 3. развитых органов чувств 4. самосознания |
10. Нравственный закон значимый сам по себе, выражающий абстрактную обязанность: 1. категорический запрет 2. категорический закон 3. категорический норматив 4. категорический императив |
11. Для И. Фихте подлинная реальность – это: 1. единство субъекта и объекта 2. единство разума и воли 3. единство материального и идеального 4. единство людей в стремлении познать самих себя |
11. Условие совместного существования людей в обществе по убеждениям И. Фихте: 1. ограничение потребностей 2. ограничение свободы каждого лица 3. ограничение свободы передвижения 4. отсутствие ограничений |
12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального: 1. И. Кант 2. Г. Гегель 3. Л. Фейербах 4. Ф. Шеллинг |
12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального: 1. И. Кант 2. Г. Гегель 3. Л. Фейербах 4. Ф. Шеллинг |
Тема 7. Философия XX века. Русская философия
Философия XX века. Русская философия 1 – вариант |
Философия XX века. Русская философия 2 – вариант |
1. Важнейшая философская идея марксизма: 1) идея материалистического понимания истории; 2) идея социального регресса; 3) идея экономического развития Европы; 4) идея глобализации. |
1. По взглядам К. Маркса: 1) «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»; 2) «Сознание людей определяет их бытие, в том числе и социальное»; 3) «Самосознание человека определило общественные отношения»; 4) «Человек бессознательно вступает в общественные отношения». |
2. Философское направление, утверждающее, что источником подлинного знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения: 1) экзистенциализм; 2) позитивизм; 3) онтология; 4) аксиология. |
2. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. Это особенность: 1) логики; 2) логического позитивизма; 3) европейского позитивизма; 4) отечественной философии XIX века. |
3. Проверить эмпирически, путем сведения общих положений к «атомарным» высказываниям, фиксирующим тот или иной факт, значит: 1) синтезировать; 2) проанализировать; 3) верифицировать; 4) проверить в ходе наблюдения. |
3. Смысл философии в устранении путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений. Так считал: 1) О. Конт; 2) К. Маркс; 3) Л. Витгенштейн; 4) Жан Поль Сартр. |
4. Задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей. Это взгляды: 1) М. Хайдеггера; 2) К. Маркса; 3) А. Шопенгауэра; 4) Дж. Дьюи. |
4. Истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативными и выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению (...) целей: 1) социальных; 2) познавательных; 3) научных; 4) прагматических. |
5. По взглядам (...), в основе мирового процесса лежит действие слепой, бессознательной силы – воли к жизни: 1) А. Шопенгауэра; 2) К. Маркса; 3) Ф.М. Достоевского; 4) В.И. Вернадского. |
5. (...) считал, что задача философии в том, чтобы вырваться из власти рационального мышления и начать поиск истины в абсурдном и парадоксальном: 1) С. Кьеркегор; 2) А. Камю; 3) К. Ясперс; 4) В.С. Соловьев. |
6. Ф. Ницше считал, что идеи равенства и справедливости: 1) способствуют установлению мира в обществе; 2) «разлагают» цельность человеческой природы; 3) возвышают человека на его собственной природой; 4) позволяют искоренить дискриминацию. |
6. Главная тенденция в воззрениях Ф. Ницше состоит: 1) в развитии новых методов познания; 2) в совершенствовании культуры человека, в улучшении человеческой личности; 3) в раскрытии смысла жизни рациональным путем; 4) в создании концепции, ставшей основой экзистенциализма. |
7. В психоанализе, большинство действий человека, все культурные явления зависят от глубинных, подсознательных влечений, которые (...), т.е. преобразуются в духовной деятельности: 1) критически осмысляются; 2) анализируются; 3) сублимируются; 4) рационализируются. |
7. «(...) редукция» - многоступенчатый метод, в котором из рассмотрения исключаются (заключаются в скобки) весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории... : 1) герменевтическая; 2) психоаналитическая; 3) феноменологическая; 4) позитивистская. |
8. Наиболее известные представители экзистенциализма (перечислить не менее четырех философов): Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс. |
8. Наиболее известные представители экзистенциализма (перечислить не менее четырех философов): _________________________________________________________________ |
9. Озарение, прояснение экзистенции, осознание души – какой это уровень бытия в философии К. Ясперса? 1) второй; 2) первый; 3) четвертый; 4) третий. |
9. Особое внимание Жан Поль Сартр уделял проблеме свободы воли, считая, что человек: 1) несет ответственность за все, что творится в мире; 2) существует так, как его воспитали родители; 3) существует только ради удовольствия; 4) не несет ответственности за свои поступки. |
10. Герменевтика, по В. Дильтею, это: 1) метод анализа; 2) метод интерпретации; 3) метод абстрагирования; 4) метод идеализации. |
10. Признаки постмодерна в философии: 1) дальнейшее развитие идей философов Нового времени, синтез различных концепций и философских направлений; 2) отказ от классического образа философии, плюрализм; 3) опора на религиозную философию средневековья, большое влияние философского наследия Платона; 4) распространение идей эпохи Возрождения и повышенный интерес к социальным утопиям. |
11. Он заложил основы принципа всеединства и считал, что философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия, давала ей внутреннее содержание»: 1) М.В. Ломоносов; 2) А.Н. Радищев; 3) В.С. Соловьев; 4) С.Н. Булгаков. |
11. Известный русский философ, исследователь философии Г. Гегеля, считал, что недостаток современной ему культуры в противопоставлении разума и чувства: 1) А.С. Хомяков; 2) М.В. Ломоносов; 3) И.А. Ильин; 4) С.Н. Булгаков. |
12. Этику самосовершенствования человека он связывал с принципом непротивления злу насилием: 1) Ф.М. Достоевский; 2) М.В. Ломоносов; 3) И.А. Ильин; 4) Л.Н. Толстой. |
12. Считал, что жизнь человека есть воплощение, реализация идеи, обладающей бытийно-энергийной силой: 1) А.С. Хомяков; 2) М.В. Ломоносов; 3) Л.Н. Толстой; 4) Ф.М. Достоевский. |
Раздел 2. Проблемы философии
Тема 8. Онтология
Онтология 1 вариант |
Онтология 2 вариант
|
1. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является… 1) количество 2) время 3) пространство 4) движение |
1.Для какого из нижеприведенных направлений философии характерны: стремление построить окончательнуюсхему-систему мира; непонимание всеобщей связи явлений;отрицание развития? 1) для материализма; 2) идеализма; 3) метафизики; 4) диалектики. |
2.Кто считает, что в основании мира лежит одно начало? 1) дуалисты; 2) волюнтаристы. 3) плюралисты; 4) монисты; |
2.Чем различаются объективный и субъективный идеализм? 1) методами познания; 2) местом размещения духа, сознания, являющегося первичным; 3) рассмотрением сущности человека. |
3.Можно ли считать идеалистическим положение о том,что идея какого-то прибора предшествует созданию самогоприбора? 1)да; 2.)нет. |
3.Кто такие фаталисты в связи с рассмотрением категориальной пары «необходимость — случайность»? 1) те, кто считает все явления в мире случайными; те, кто рассматривает все явления в мире как жестко заданные,необходимые. |
4.Какие три смысла вкладываются в понятие «диалектика»? 1) развитие и изменение объективного, внешнего мира; 2) развитие и изменение человеческого сознания (внутреннего мира); 3) развитие самой процедуры познания мира; 4) развитие и изменение общества; 5) развитие природы. |
4.Какие три варианта правильных ответов существуют навопрос о том, что есть «развитие»? 1) прогрессивное развитие предметов, явлений; 2) регрессивное развитие предметов, явлений; 3) процесс качественного изменения системы в результате ее самодвижения; 4) направленное, закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов; 5) процесс количественного изменения системы. |
5.Какие три типа противоречий существуют? 1) основные — второстепенные; 2) внутренние — внешние; 3) системные — внесистемные; 4) антагонистические — неантагонистические; 5) существенные — несущественные |
5. Какие три вида противоречий существуют? 1) частные и общие 2) главные и неглавные 3) антагонистические и неантагонистические 4) социальные и асоциальные 5) духовные и телесные 6) внешние и внутренние 7) основные и не основные |
6.Назовите две точки зрения о взаимоотношениях понятий «движение», «изменение», «развитие». 1) «движение» и «изменение» являются более широкими по объему понятиями, чем «развитие»; 2) «движение», «изменение», «развитие» — совпадающие, однопорядковые понятия; 3) «развитие» — более широкое по объему понятие, чем «движение» и «изменение»; 4) эти понятия вообще никак не соотносятся друг с другом. |
6. Философский дуализм - это: 1) учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи; 2) учение о первичности духовного начала и вторичности материального; 3) учение о наличии двух божеств, управляющих земными процессами; 4) все ответы не правильные. |
7.Что сначала меняется в предмете — форма или содержание? 1) — форма; 2) — содержание. |
7.Может ли одно содержание выражаться несколькими формами? 1) - да; 2) - нет. |
8.Могут ли форма и содержание меняться местами всвязи с изменениями соответствующих условий?1) - да; 2) - нет. |
8.Сущность всегда богаче явления? 1) — да; 2) — нет. |
Тема 9. Философская антропология
Тема «Человек» – 1 вариант
|
Тема «Человек» – 2 вариант
|
1.Что означает термин «антропогенез»? 1) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека; 2) процесс исторического формирования социальной сущностичеловека. |
1. Какова роль труда в процессе становления (антропосоциогенеза) человека? 1)главная; 2) были и другие главные факторы. |
2.Какая из существующих точек зрения по поводу возникновения человека является наиболее вероятной. 1)возникновение человека есть результат, порожденный каким-то космическим «сверхсознанием»; 2)возникновение человека есть результат случайных, единичных наследственных изменений в организме животного, 3)возникновение человека есть необходимый и закономерный результат усложнения животного мира. |
2. Что такое филогенез и онтогенез? 1)филогенез — процесс развития человека от первобытности до современности; онтогенез — процесс развития человека от момента рождения до смерти; 2)филогенез — процесс развития человека от момента рождения до смерти; онтогенез — процесс развития человека от первобытности до современности.
|
3.Какие телесно-анатомические особенности человека отличают его от животных? 1)наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.); 2)особое строение позвоночника, таза — прямохождение; 3)наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки; 4)наличие объемного мозга |
3.Какие качества подразумеваются прежде всего приупотреблении понятия «личность»? 1)возрастные отличия; 2)нейродинамические отличия (свойства нервной системы); 3)приобретенные каждым человеком духовные, социальные ценности. |
4. Можно ли стать индивидуальностью, не усваивая духовный опыт человечества? 1)можно (яркие физические качества — сила, выносливость или яркая манера одеваться); 2)нет.
|
4.Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это: 1) индивид; 2) индивидуальность; 3) личность; 4) субъект. |
5. Какая характеристика человека точнее отражает его сущность? Человек это - 1) биологическое и социальное существо 2) природное и социальное существо 3) природное и социо-культурное существо |
5. Какое из нижеприведенных суждений ближе к истине? 1)биологическое в человеке довлеет над ним; 2)сущность человека определяет и природная и социокультурная сторона его бытия; 3) социальное (приобретенное) определяет сущность человека; 4)в отдельных ситуациях биологическое определяет сущность человека, в других — социальное. |
6. Какие качества, прежде всего, определяют человекакак разумное существо? 1)знание (эрудиция); 2)способность планировать свою деятельность и управлять своим поведением; 3)наличие нравственного долга; 4)профессионализм. 7. У каждого ли человека возникает потребность осознать свою жизнь как цельный процесс в форме смысла жизни? 1)да; 2) нет. |
6.Существует ли в готовом виде ответ на вопрос о том, вчем смысл жизни? 1)такого ответа не существует, каждый сам ищет ответ на этот вопрос; 2)да, существует: человечество уже выработало множество вариантов ответа на этот вопрос — смысл жизни в труде, любви, семье и т. д.; ! 3)хотя и существуют общие стандарты ответа на вопрос о том, в чем смысл жизни, тем не менее они каждый раз индивидуальны и специфичны, поэтому нахождение смысла жизни — трудный и напряженный индивидуальный поиск. |
8.Существует мнение, что чем активнее и глубже включается человек в общественную жизнь, тем важнее длянегопонимание общего смысла своей жизни. Согласны ли Вы стаким мнением? 1)да; 2)нет.
|
7. Существует ли абсолютная свобода? 8. Связаны ли с моралью категории «добро» и «зло»? 1)нет; 2) да.
|
Тема 10. Сознание.
Сознание - 1 вариант
|
Сознание - 2 вариант
|
1. Направленность сознания в философии трактуется как : 1)интенциональность сознания, 2) предметность сознания, 3)целесообразность сознания |
1. Сознание – это 1) идеализированное бытие, 2) внутреннее бытие внешних отношений, 3) форма психической активности, свойственная только человеку, |
2. Мышление– это 1) то же самое, что и сознание, 2) мышление это форма активности сознания 3) это часть сознания. |
2. Выделяют несколько уровней сознания: 1) чувственное сознание, 2) рациональное сознание 3) культурное сознание. |
3. По Э. Блоху содержание сознания складывается из следующего: 1) бессознательного 2) осознанного 3) уже не осознанного 4) еще не осознанного |
3. В структуру сознания включаются… 1. рефлексы 2. инстинкты 3. темперамент 4. воля и эмоции |
4. «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе… 1) импульсов, исходящих из области сознания 2) архетипов 3) первичных влечений с целью получения удовольствия 4) интеллектуальной интуиции |
4. Взаимоотношение слова и мысли в действительности выглядит так: 1) возникает мысль, которая облекается в слова 2) слово – средство передачи и реализации мысли 3) слово – это закодированная мысль 4) слово не похоже на мысль 5) слова определяют видение человеком мира |
5. Самосознание – это 1) атрибут сознания, 2) сознание индивида, 3) одна из основных интенций сознания. |
5. «Бессознательное» - это 1) дорефлексивная сфера сознания, 2) «уже не осознанное» 3) не имеющее отношение к сознанию, |
6. Сознание позволяет человеку: 1) стать на место другого, 2) понять свой род, свою сущность, 3) мыслить,
|
6.В каких основных интенциях проявляется предметность сознания? 1) в направленности на мысль; 2) в направленности на внешний для человека мир, 3)в направленности на самого себя, |
7. Содержание сознания это: 1) мысли человека, 2) совокупность мыслительных форм, 3) инстинкты
|
7. Основными мыслительными формами, составляющими содержание сознания являются: 1) знания, 2) идеи, 3) ценности. |
8. Что делает возможным самосознание? 1) желание человека оценить самого себя, 2) язык, 3) наличие времени.
|
8. Что является сущностным качеством сознания? 1) осознанность, 2) самоощущение, 3) способность к самосознанию,
|
Тема 11. Познание, научное познание
Познание, научное познаний– 1 вариант |
Познание, научное познание – 2 вариант |
1.Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой… 1. интроспекцию 2. рефлексию 3. познание 4. практику |
1.Этапы исторического развития общественного познания: 1. научное 2. чувственное 3. антинаучное 4. эмпирическое и обыденное познание |
2.В иррационализме важнейшим способом познания признается… 1. - интуиция 2. - интроспекция 3. - интеллект 4. - мышление |
2.Герменевтикой называется… 1. теория языка 2. толкование Священного Писания 3. искусство понимания чужой индивидуальности, выраженной в тексте 4. способ художественного осмысления мира |
3.Конвенционализм понимает истину как… 1. знание, полезное для человека 2. соответствие знания объективной реальности 3. соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории 4. непротиворечивое, самосогласованное знание
|
3.Классическое определение: Истина – 1. соответствие знаний действительности 2. то, что интуитивно ясно и самоочевидно 3. знание, экономно и просто описывающее опыт 4. конвенция, соглашение 5. то, что подтверждается опытом
|
4.Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о (об)… 1. уровнях познания 2. истине 3. форме познания 4. средствах познания
|
4.К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести… 1. – ошибки отдельных ученых 2. – невозможность достигнуть истины 3. – многогранность объектов изучения 4. – несовершенство методов познания 5. – процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез |
5.Понятие абсолютной истины предполагает… 1. - то содержание, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания 2. - конкретные исторические условия познания 3. - окончательное знание определенных аспектов действительности 4. - согласованность отдельных утверждений с более общей системой знания 5. - субъективность истины |
5.Относительная истина – это знания… 1. имеющие множество смыслов 2. неполные, обусловленные какими-либо обстоятельствами 3. не обусловленные конкретными обстоятельствами 4. частного характера 5. свидетельствующие об относительном характере всего существующего |
6.Согласно классической позиции, истина есть: 1. то, что признается большинством 2. теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации 3. правда 4. соответствие знаний объективной действительности
|
6.Прагматическое суждение об истине – это… 1. экономическое описание переживаний человека 2. адекватное отражение бытия в сознании человека 3. постижение божественного промысла 4. знание, ведущее к достижению цели 5. знание, с которым все согласны |
7.Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл означает ____ знание: 1. обыденное 2. научное 3. квазинаучное 4. паранаучное |
7.Чтобы считаться научным, знание должно быть: 1. объективным 2. системным 3. конкретным 4. универсальным 5. позитивным |
8.Элементом научной теории является (-ются): 1. фундаментальные понятия и принципы 2. описания материальных объектов 3. эксперимент 4. единичные факты
|
8.Псевдонаучным – называется в философии… 1. - знания, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса 2. - протознание, которое в будущем станет научным 3. - знания, спекулирующее на совокупности популярных теорий 4. - знания, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти
|
9. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии… 1. абсолютность 2. конкретность 3. абстрактность 4. заблуждение |
9.Чувственной формой познания является… 1. гипотеза 2. интуиция 3. рефлексия 4. восприятие |
10.К формам чувственного познания не относится… 1. умозаключение 2. восприятие 3. представление 4. ощущение |
10.К эмпирическому уровню познания относится… 1. построение теории 2. построение картины мира 3. анализ фактов 4. выдвижение гипотез |
11.На эмпирическом уровне научного познания… 1. - обосновываются теории 2. - выдвигаются гипотезы 3. - формулируются законы 4. - выявляются внешние связи между предметами
|
11.Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть… 1. гипотеза 2. принцип 3. закон 4. теория |
12.Формы научного знания: 1. индукция 2. гипотеза 3. синтез 4. вопрос 5. проблема 6. теория 7. научный факт |
12.Формой рационального познания является… 1. ощущение 2. представление 3. понятие 4. восприятие
|
13.Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому, предмет есть... 1. абстрагирование 2. моделирование 3. обобщение 4. аналогия |
13.Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение, философ встает на позиции… 1.материализма 1. объективного идеализма 2. субъективного идеализма 3. прагматизма
|
14.Основными формами научного познания являются… 1. - гипотеза и теория 2. - наблюдение и эксперимент 3. - аналогия и моделирование 4. - индукция и дедукция
|
14.К формам чувственного познания не относится… 1. ощущение 2. представление 3. восприятие 4. суждение |
15.Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется... 1. - персонализмом 2. - герменевтикой 3. - структурализмом 4. - номинализмом
|
15. Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является… 1. - объяснение 2. - понимание 3. - логика 4. - интуиция |
Тема 12. Социальная философия.
1. Структурными элементами материально-производственной сферы является (ются) …
1. производительные силы и производственные отношения
2. индивидуальное и общественное сознание
3. страты и классы
4. политические партии и профсоюзы
2. Большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания, называется …
1. классами
2. профсоюзами
3. формациями
4. сословиями
3. Автором стратификационного подхода к анализу общества является …
1. Д. Белл
2. К. Маркс
3. Аристотель
4. П. Сорокин
4.Основным представителем структурно-функционального подхода к анализу общества является …
1. Т. Парсонс
2. О. Конт
3. К. Маркс
4. П. Сорокин
5.Главным признаком развития общества, с точки зрения сторонников теории циклического развития, является …
1. волнообразные ритмы
2. постоянный рост производства материальных благ
3. развитие по линии регресса
4. сохранение и приумножение духовных ценностей
6.Особенностью индустриального общества является …
1. механизация производства
2. ведущая роль сферы услуг
3. развитие информационных технологий
4. ведущая роль церкви в общественной жизни
7.Автором понятия «сверхиндустриальная цивилизация», обозначающего современное общество, является …
1. О. Тоффлер
2. М. Маклюэн
3. З. Бзежинский
4. Д. Белл
8.Философом, считающим, что развитие любой цивилизации обусловливается действиями «вызова-ответа», является …
1. А. Тойнби
2. О. Шпенглер
3. П. А Сорокин
4. К. Ясперс
9.Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «осевое время», был …
1. К. Ясперс
2. М. Вебер
3. Дж. Вико
4. А. Тойнби
10.К базовым сферам общественного производства относятся:
1) социального производства,
2) аграрное производство,
3) материального производства,
4) производство системы безопасности,
5) духовного производства,
6) организационно-управленческого производства,
11. Продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации называется …
1. обществом
2. классом
3. стратой
4. государством
Не нашли готовую?