Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Тесты по философии. Вариант 1

Артикул:  11843
Предмет:  Философия
Вид работы:  Готовые решенные тесты
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  20  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


Вариант 1

 3.2.1 База оценочных средств для оценки порогового уровня сформированности компетенций 

 Тема 1. Философия: смысл и значение

пороговоый уровень сформированности компетенций


 Философия: смысл и значение -1 вариант

Философия: смысл и значение -2 вариант

1. С древнегреческого слово "философия" переводится как:

а) знание как таковое;

б) любовь к мудрости;

в) любовь к "знанию;

 г) знание причин.

1. Слово "Философия" в переводе с древнегреческого:

а) нуждаемость в мудрости

б) восхищение  мудростью

в)  интерес к  мудрости

г)  любовь к мудрости

2. Философия это:

а) наука, теория;

б) форма духовной деятельности, в основе которой лежит систематическое размышление, направленное на понимание внутренней взаимосвязи и единства всего существующего во всей полноте и целостности.

2.  Что такое философия?

а) форма общественного сознания; наука о здоровом образе жизни;

б) форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и  его месте в системе мироздания;

3. Предмет философии это: 

а) общие закономерности развития природы

б) фундаментальные законы общественного развития

в) всеобщие принципы бытия и познания, отношение человека к миру

г) общие законы развития мышления

3. Предмет философского познания это:

а) отношение между целостным человеком и  целостным миром.

б) общие законы развития мышления;

в) общие закономерности развития природы

г) фундаментальные законы общественного развития

 4. Философия как учение это:

а) система истин;

б) особая наука;

в)  система философских знаний, складывающаяся в результате изучения различных аспектов бытия

4. Философия как форма духовной деятельности это:

а) изречение истин;

б) особая форма познания, в основе которой лежит систематическое размышление;

в)  вид научной деятельности.

5. В чем наибольшей мере проявляется специфика философии?

а) философия - это наука, теория;

б) философия - это способ получения знаний;

в) философия - это вид жизнедеятельности человека;

г) философия - это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем;

д) философия - это псевдонаука.

5. В чем в наибольшей мере проявляется специфика философии?

а) философия - это способ получения знании;

б) философия –это наука;

в) философия - это вид жизнедеятельности человека;

г) философия - это систематическое размышление, направленное на понимание внутренней взаимосвязи и единства всего существующего во всей полноте и целостности;

д) философия - это псёвдонаука.

6. В структуру философского знания, в частности, входят:

а) Онтология, гносеология, методология

б) Риторика, лингвистика, филология

в) Генетика, цитология, морфология

г) Политология, социология, искусствоведение

6. В структуру философского знания не входит:

а) аксиология,

б) онтология,

б) этика,

в) социология.

7. Какая функция не присуща философии?

а) онто -гносеологическая;

б) мировоззренческая;

в) иллюзорно-компенсаторная;

г) методологическая;

д) прогностическая.

7. Кто из философов и в какой работе считает главным вопросом философии вопросы: "Что есть человек?", "Что он может знать?", "Что он может делать? "На что он может надеяться?".

а) Платон "Государство";

б) Августин "О граде божьем".

в) И.Кант "Критика чистого разума";

г) К.Маркс "Тезисы о Фейрбахе";

д) В.И.Ленин "Материализм и эмпириокритицизм".

8. Мировоззрение - это:

а) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации;

б) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;

в) система взглядов о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные  жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей;

г) все ответы неправильные.

8. Мировоззрение это:

а) система взглядов человека о мире и своем месте в нем, которая выражает потребности и интересы человека, определяет смысл его существования и ориентирует, направляет его деятельность;

б) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации;

в) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;

9.Мировоззренческая функция философии заключается:

а) в раскрытии предельных смыслов жизнедеятельности человека;

б) в формировании убеждений человека, выступающих в качестве установок и стереотипов действия.

9.Мировоззренческая функция философии заключается:

а)  в формировании убеждений человека, выступающих в качестве установок и стереотипов действия;

б)  в осознании человеком себя  как целостности;.

Тема 2. Древнеиндийская и древнекитайская философия

Древнеиндийская и древнекитайская философия

1 – вариант

Древнеиндийская и древнекитайская философия

2 – вариант

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную:

1)       чарвака-локаята;

2)       буддизм;

3)       джайнизм;

4)       веданта.

1. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни – создатель:

1)       конфуцианства;

2)       буддизма;

3)       мусульманства;

4)       йоги.

2. Укажите древнекитайский философский текст:

1)       «Упанишады»;

2)       «Книга перемен»;

3)       «Книга мертвых»;

4)       «Типитака».

2. «Теория недеяния» – основной принцип:

1)       даосизма;

2)       буддизма;

3)       конфуцианства;

4)       моизма.

3. Умеренность и избегание крайностей у Будды – это:

1)       «Восьмеричный путь»;

2)       «Срединный путь»;

3)       «Золотое правило»;

4)       «Благородная истина».

3. Впервые изречение «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» прозвучало в трудах:

1)       Толстого;

2)       Аристотеля;

3)       Конфуция;

4)       эпос «Махабхарата».

4. Высшая ступень нравственного совершенства души (в Индийской философии):

1)       сансара;

2)       карма;

3)       мокша;

4)       ахимса.

4. Путь постепенной трансформации сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны – это:

1)       «Восьмеричный путь»;

2)       «Срединный путь»;

3)       «Истинный путь»

4)       «путь Будды».

5. «Хинаяна» и «Махаяна» – это направления:

1)       буддизма;

2)       индуизма;

3)       конфуцианства;

4)       даосизма.

5. В V в. до н. э. существовало 100 философских школ:

1)       в Индии;

2)       в Египте;

3)       в Китае;

4)       в Греции.

6. Стихии или первоэлементы природы: вода, огонь, металл, земля и... :

1)       дерево;

2)       человек;

3)       воздух;

4)       камень.

6. Два духа – Инь и Ян – управляют:

1)       водой и землей;

2)       небом и землей;

3)       живой и неживой природой;

4)       водой и огнем.

7. Дао – это:

1)       путь;

2)       жизнь;

3)       правило;

4)       основное понятие в философии Конфуция.

7. Основоположник даосизма:

1)       Чжуан-цзы;

2)       Мо-цзы;

3)       Лао-цзы;

4)       Шан Ян.

8. Основной принцип даосизма:

1)       принцип причинности;

2)       принцип непротивления злу;

3)       принцип недеяния;

4)       принцип человеколюбия.

8. Принуждение вместо убеждения в системе государственного управления – это один из принципов:

1)       даосизма;

2)       конфуцианства;

3)       моизма;

4)       легизма.

9. Книга «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») написана:

1)       Мо-цзы;

2)       Шан Яном;

3)       Конфуцием;

4)       одним из учеников Конфуция.

9. Образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению – это:

1)       принцип «ли»;

2)       принцип «вэнь»;

3)       принцип «недеяния»;

4)       принцип «чжун».

10. В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание:

1)       на проблеме жизни и смерти;

2)       на проблеме общественных отношений;

3)       на проблеме человека;

4)       на проблеме познания.

10. Восточная философия отличается от западной:

1)       приверженностью научной методологии;

2)       тесным взаимодействием с религией;

3)       обращением к общечеловеческим ценностям;

4)       большим вниманием к проблемам общества.


Тема 3. Основные проблемы античной философии

Основные проблемы античной философии

1-й вариант

Основные проблемы античной философии

2-й вариант

1. Проблема изменения была одной из фундаментальных в греческой философии. Фалес так отвечал на вопрос, как происходят изменения: первооснова(...) – преобразуется из одного состояния в другое:

1)       вода;

2)       воздух;

3)       мысль;

4)       слово.

1. (...) из Эфеса и Парменид предложили диаметрально противоположные ответы на вопрос о существовании изменений. (...) утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения и движения:

1)       Зенон;

2)       Аристотель;

3)       Гераклит;

4)       Пифагор.

2. (...) рассуждая оперирует четырьмя элементами: огнем, воздухом, водой и землей, а также двумя силами – разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь):

1)       Эмпедокл;

2)       Фалес;

3)       Демокрит;

4)       Пифагор.

2. Существует только один вид первоначал – маленькие неделимые частицы. Это основное положение атомизма, предложенное:

1)       Демокритом;

2)       Эмпедоклом;

3)       Гераклитом;

4)       Пифагором.

3. Для софиста (...) искусство речи, риторика, были в основном средством словесного уговаривания, а не средством поиска доказательства и рационального переубеждения:

1)       для Горгия;

2)       для Аристотеля;

3)       для Демокрита;

4)       для Пифагора.

3. Тезис «человек есть мера всех вещей» был сформулирован:

1)       Горгием;

2)       Пифагором;

3)       Эмпедоклом;

4)       Протагором.

4. Цель беседы, которая строилась в форме (...) диалога, заключалась в извлечении «личностного знания»; путем личного осознания человеком истины предмет разговора становился «лично приобретенным»:

1)       известного во всем мире по сей день греческого диалога;

2)       платоновского диалога;

3)       пифагорейского диалога;

4)       сократовского диалога.

4. Если Платон пытался развивать учение о вечном и совершенном идеальном государстве, то (...) пытался найти среди возможных наилучшее государство, которое можно было бы реализовать:

1)       Пифагор;

2)       Фалес;

3)       Аристотель;

4)       Демокрит.

5. Философское учение о фундаментальных формах существования, бытия:

1)       гносеология;

2)       аксиология;

3)       онтология;

4)       социальная философия.

5. Аристотель ввел 4 типа изменений – качественные, количественные, пространственные и (...):

1)       духовные;

2)       субстанциальные;

3)       временные;

4)       он сформулировал только 3 типа изменений.

6. Целью творческих, (...) дисциплин по Аристотелю является создание нового:

1)       теоретических;

2)       пойетических;

3)       практических;

4)       политических.

6. Для достижения благополучия и минимума страданий человек обязан рассчитывать свои действия. С этим были согласны:

1)       пифагорейцы;

2)       жители греческих полисов;

3)       эпикурейцы;

4)       спартанцы.

7. (...) едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; (...) есть вся возможная полнота совершенств. Что же так характеризовал Парменид?:

1)       философское знание;

2)       общество;

3)       бытие;

4)       космическое пространство.

7. (...) – космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно:

1)       Онтос;

2)       Теос;

3)       Эйдос;

4)       Логос.

8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех:

1)       онтос;

2)       праксис;

3)       номос;

4)       Теос.

8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех:

1)       онтос;

2)       праксис;

3)       номос;

4)       Теос.

9. (...) призывали людей попрать все нормы и правила общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях:

1)       пифагорейцы;

2)       киники;

3)       антиглобалисты;

4)       адепты демократии.

9. Формула жизни: «без общины, без дома, без отечества» принадлежит:

1)       Диогену;

2)       Платону;

3)       Фалесу;

4)       в Древней Греции так даже и подумать не могли.

10. Один из диалогов Платона назывался:

1)       Перспективы общественного развития;

2)       Мое общество;

3)       Полис и граждане;

4)       Государство.

10. После рождения, но до поселения Аристотель выделял как этап социализации:

1)       полис;

2)       семью;

3)       школу;

4)       обряд посвящения в граждане и подготовку к нему.

Основные проблемы античной философии

3-й вариант

Основные проблемы античной философии

4-й вариант

1. Воздух – одна из первооснов – нагреваясь разжижается и становится огнем. Милетский натурфилософ, развивавший эту теорию переходов:

1)       Парменид;

2)       Аристотель;

3)       Анаксимен;

4)       Диоген.

1. Ученик Парменида (...) Элейский защищал учение о логической невозможности изменения (см. рассказ об Ахиллесе и черепахе):

1)       Зенон;

2)       Аристотель;

3)       Гераклит;

4)       Пифагор.

2. В математике они нашли ключ ко всем загадкам вселенной:

1)       эпикурейцы;

2)       пифагорейцы;

3)       ученики Платона;

4)       математика в Древней Греции еще не выделилась в самостоятельную науку.

2. Мир имеет только одно начало, общество должно быть четко иерархичным, а сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы в прямоугольном треугольнике... Это утверждения:

1)       эпикурейцев;

2)       учеников Аристотеля;

3)       Аристотеля;

4)       пифагорейцев.

3. Обучали искусству аргументации и ведения дискуссий:

1)       киники;

2)       во всех школах Древней Греции;

3)       софисты;

4)       только в Афинах.

3. Он отличался от своих предшественников тем, что рассматривает ум («нус») как субстанцию, которая входит в состав живых существ и отличает их от мертвой материи:

1)       Анаксагор;

2)       Аристотель;

3)       Эмпедокл;

4)       Протагор.

4. В качестве основного предмета изучения было «внешнее» (природа) у Фалеса, Анаксимена, Пифагора, Демокрита, (...) и др.:

1)       Горгия;

2)       Платона;

3)       Анаксагора;

4)       Протагора.

4. И внешнее («природу») и внутреннее (познание, мораль) как предмет изучения рассматривали:

1)       Фалес и Гераклит;

2)       Пифагор и Парменид;

3)       Платон и Аристотель;

4)       Платон и Анаксимандр.

5. Этот удивительный философ иногда останавливал афинских граждан на улице/рынке и начинал обсуждать с ними сложные вопросы. Он же был самым частым собеседником в диалогах Платона:

1)       Аристотель;

2)       Фалес;

3)       Пифагор;

4)       Сократ.

5. В 388 г. до н.э. (...) основал школу в Афинах – Академию:

1)       Платон;

2)       Аристотель;

3)       Сократ;

4)       Пифагор.

6. Властью в полисе должны обладать компетентные граждане, а не простые люди из народа, а специальная система образования помогала бы таких людей находить и готовить к управлению. Так полагал:

1)       Фалес;

2)       Платон;

3)       Эпикур;

4)       Анаксимандр.

6. Платон считал, что (...) есть гармония трех добродетелей – мудрости, мужества, умеренности:

1)       добро;

2)       справедливость;

3)       нелицемерие;

4)       труд на благо общества.

7. Студент академии Платона, основатель Лицея и наставник Александра Великого:

1)       Сократ;

2)       Плотин;

3)       Аристотель;

4)       Анаксимандр.

7. Учение, которое трактует наслаждение в качестве наивысшего и единственного блага называется:

1)       гедонизм;

2)       скептицизм;

3)       прагматизм;

4)       неоплатонизм.

8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех:

1)       онтос;

2)       праксис;

3)       номос;

4)       Теос.

8. Разумные установления (законы), принятые гражданами полиса, и обязательные для всех:

1)       онтос;

2)       праксис;

3)       номос;

4)       Теос.

9. Парменид в поэме (...) обосновывает путь исследования природы при помощи понятий («разумом ты разреши эту задачу»):

1)       О природе вещей;

2)       О природе;

3)       О познании природы;

4)       О натурфилософии и методологии.

9. Необходимость (...) называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным и неуничтожимым:

1)       Платон;

2)       Парменид;

3)       Плотин;

4)       это сказал один философов Древней Индии, а не Древней Греции.

10. Римские стоики Цицерон, Эпиктет, Марк Аврелий и (...):

1)       Зенон;

2)       Диоген;

3)       Гиппократ;

4)       Сенека.

10. Идея (...) является главной в платоновском понимании искусства:

1)       творческого развития;

2)       радости и счастья;

3)       передачи социально значимого смысла;

4)       копирования, имитации. 

 

Тема 4. Основные проблемы философии средневековья

Основные проблемы философии средневековья

1 – вариант

Основные проблемы философии средневековья

2 – вариант

1. Развитие средневековой философии происходило:

1)       в пределах бывшей Римской империи;

2)       на территории Европы и Ближнего Востока;

3)       в Западной Европе;

4)       только во Франции, Италии и Испании.

1. Хронологически период средневековья охватывает:

1)       V-X вв.;

2)       V-XV вв.;

3)       V в. до н.э. - XV в. н.э.;

4)       XV-XVII вв.

2. Интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии происходило на этапе:

1)       патристики;

2)       схоластики;

3)       средневековья вообще;

4)       Нового времени в европейской истории.

2. Систематическая разработка христианской философии и ее формирование как целостной рационально оформленной системы происходило на этапе:

1)       патристики;

2)       схоластики;

3)       средневековья вообще;

4)       Нового времени в европейской истории.

3. На этапе схоластики развитие христианской философии происходило под влиянием философского наследия:

1)       Платона;

2)       Сократа;

3)       Аристотеля;

4)       Гераклита.

3. На этапе патристики важное значение имело философское наследие:

1)       Пифагора;

2)       Аристотеля;

3)       Платона;

4)       философов Милетской школы.

4. (...) считал, что индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, также и история – противостояние града Божьего и града земного:

1)       Августин Блаженный;

2)       Фома Аквинский;

3)       У. Оккам;

4)       Р. Бэкон.

4. Выражение проблема (...) используется для обозначения средневековых споров вокруг вопроса о существовании объективного содержания у общих понятий:

1)       бытия;

2)       человека;

3)       универсалий;

4)       веры и знания.

5. Универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении. Так считали:

1)       все философы средневековья;

2)       Августин Блаженный и Фома Аквинский;

3)       философы-реалисты;

4)       философы-номиналисты.

5. Исходя из учения Аристотеля, (...) рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего:

1)       Августин Блаженный;

2)       Фома Аквинский;

3)       У. Оккам;

4)       Р. Бэкон.

6. Главная цель государственной власти по взглядам Фомы Аквинского:

1)       содействовать общему благу;

2)       обеспечить всех работой;

3)       дать всем гражданам образование и возможность его применить;

4)       осуществлять функции судьи в гражданских спорах.

6. Выступал против крайностей реализма и номинализма, выработал компромиссную формулу концептуализма:

1)       Росцелин;

2)       Эриуген;

3)       Абеляр;

4)       Фома Аквинский.

7. Учение Августина о предопределении можно назвать:

1)       религиозным пессимизмом;

2)       учением о доброй направленности;

3)       учением о реальной свободе;

4)       религиозным фатализмом.

7. В философии Фомы Аквинского душа:

1)       обладает животворящей силой человеческого организма;

2)       просто энергия жизни;

3)       субстанция, способная существовать только в теле живого человека;

4)       не может существовать вечно.

8. Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является (...): человеку нужно знать нечто такое, что ускользает от его разума:

1)       познание себя;

2)       божественное откровение;

3)       самостоятельное познание божественной истины;

4)       поиск истины.

8. Августин Блаженный придерживался идеи, что смысл земной жизни человека:

5)       в познании истины;

6)       в спасении души;

7)       в реализации себя;

8)       в познании себя.


Тема 5.  Философские концепции эпохи Возрождения

Философские концепции эпохи Возрождения

1 – вариант

Философские концепции эпохи Возрождения

2 – вариант

1. Для философии эпохи Возрождения характерно:

1)       отстаивание принципа творческой самостоятельности человека;

2)       широкое распространение религиозных взглядов;

3)       появление новых концепций, не имевших аналогов в прежние эпохи;

4)       отношение к философии как к учению о добродетели, очищающем от различного рода аффектов.

1. Для философии эпохи Возрождения характерно:

1)       появление новых концепций, не имевших аналогов в прежние эпохи;

2)       создание целостной концепции, отражающей взгляды на все основные проблемы философии;

3)       распространение идеи гуманизма;

4)       изучение философского наследия Др. Индии и Китая.

2. Сословное и имущественное неравенство, утрата высоких нравственных устоев связано, по мнению М. Монтеня:

1)       с развитием цивилизации;

2)       с развитием торговли;

3)       с развитием профессиональных отношений;

4)       с развитием промышленного производства.

2. «Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения». Так считал:

1)       М. Монтень;

2)       П. Мирандола;

3)       Ж.Ж. Руссо;

4)       Дж. Бруно.

3. (...) произвел революцию в астрономии, разрушив космологические систему Платона, Аристотеля и Птолемея:

1)       Дж. Бруно;

2)       П. Мирандола;

3)       Н. Кузанский;

4)       Н. Коперник.

3. По мысли (...), человек через творческую деятельность своего ума как бы уподобляется Богу:

1)       Я. Бёме;

2)       Н. Кузанского;

3)       Ф. Аквинского;

4)       Дж. Бруно.

4. Главным стимулом философского творчества Я. Бёме была проблема:

1)       мироздания;

2)       бытия человека;

3)       познания;

4)       зла.

4. (...): «Пока я ничего не желаю, я не имею также качеств, я ничто!»:

1)       Б. Спиноза;

2)       Н. Кузанский;

3)       Я. Бёме;

4)       Дж. Бруно.

5. Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым:

1)       пантеизм;

2)       метафизика;

3)       теизм;

4)       атеизм.

5. Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым:

1)       пантеизм;

2)       метафизика;

3)       теизм;

4)       атеизм.

6. Основная идея гуманизма:

1)       о значимости добродетели;

2)       о важности религиозного образования для развития человека;

3)       о невозможности воспитания способности к добродетельным поступкам;

4)       о самоценности земной жизни человека.

6. Критика Эразмом Роттердамским церкви и схоластической философии, призыв возродить первоначальное христианство были истолкованы:

1)       как новое направление в христианстве;

2)       как философия Нового времени;

3)       как новое учение о Боге;

4)       как философия земной жизни.

7. Ф. Бэкон рассматривал (...) как основу социального благополучия:

1)       религиозное образование;

2)       познание природы и использование полученного знания;

3)       привитие идей философии Платона;

4)       воспитание с ранних лет в духе античной философии.

7. В эпоху Возрождения была обоснована идея доверия к естественному человеческому разуму и заложены основы философии:

1)       свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок;

2)       свободной от скептицизма;

3)       свободной от наследия античности;

4)       свободной от субъективизма.

8. (...) Дж. Бруно уподобляет людей божеству, возвышает над размеренной повседневностью:

1)       философия;

2)       героическая смелость;

3)       героический энтузиазм;

4)       совершение добродетельных поступков.

8. У Дж. Бруно основной единицей сущего является (...), в чьей деятельности оказываются едиными телесное и духовное, объект и субъект :

1)       живая материя;

2)       душа;

3)       монада;

4)       опейрон.

 

Тема 6. Новое время. Немецкая классическая философия

Новое время. Немецкая классическая философия

1 – вариант

Новое время. Немецкая классическая философия

2 – вариант

1. В науке видел источник счастья и благополучия человека, и считал, что «знание – сила»:

1.        Ф. Бэкон

2.        Дж. Бруно

3.        Т. Гоббс

4.        К. Маркс

1. Методологию экспериментального естествознания как залог будущего могущества человека развивал:

1.        Т. Гоббс

2.        Ф. Бэкон

3.        И. Ньютон

4.        Н. Коперник

2. Философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств:

1.        эмпиризм

2.        сенсуализм

3.        детерминизм

4.        феноменология

2. Теория познания этого мыслителя строилась на принципах сенсуализма:

1.        Ф. Бэкон

2.        Р. Декарт

3.        Т. Гоббс

4.        И. Кант

3. Метафизика является основанием для «древа знания» в работах:

1.        Т. Гоббса

2.        Р. Декарта

3.        Б. Спинозы

4.        Дж. Локка

3. Государство возникло:

1.        в результате общения людей

2.        в результате общественного договора, соглашения

3.        в результате разделения труда и подчинения одних людей другим

4.        под влиянием идей древних философов

4. Материальная и идеальная субстанции у Р. Декарта обладают атрибутами:

1.        мышлением и воображением

2.        ощущением и восприятием

3.        чувствами и волей

4.        мышлением и протяженностью

4. Изречение Р. Декарта «Cogitoergosum» буквально переводится:

1.        Я существую, а потому действую

2.        Я существую и мыслю

3.        Я мыслю, следовательно существую

4.        Я мыслю, следовательно у меня есть разум

5. Дедукция – это:

1.        движение мысли от единичного к общему

2.        восхождение процесса познания от общего к единичному

3.        размышление об общем и частном

4.        познание всеобщего без рассмотрения частного

5. Индукция – это:

1.        движение мысли от единичного к общему

2.        восхождение процесса познания от общего к единичному

3.        размышление об общем и частном

4.        познание всеобщего без рассмотрения частного

6. Противопоставил дуализму Р. Декарта принцип монизма:

1.        Б. Паскаль

2.        Н. Коперник

3.        Т. Гоббс

4.        Б. Спиноза

6. Мир состоит из мельчайших элементов – монад. Так считал:

1.        Б. Паскаль

2.        Дж. Локк

3.        Г. Лейбниц

4.        И. Кант

7. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» - цитата из произведения:

1.        Ф. Вольтера

2.        Ж.Ж. Руссо

3.        Д. Дидро

4.        П. Гольбаха

7. Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, защищали принцип:

1.        материальности мира в его механистической форме

2.        преобладания идеального в мире над материальным

3.        эволюции в развитии общества

4.        детерминизма в науке

8. Заслугой И. Канта состоит в том, что он:

1.        отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать)

2.        разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях

3.        определил направление развития философии экзистенциализма

4.        ответил на вопрос о происхождении человека и общества

8. Немецкий классик философии Г. Гегель преимущественно развивал:

1.        учение о законах и категориях диалектики

2.        философию жизни

3.        учение об обществе

4.        учение о человеке и его общественном бытии

9. В философии И. Канта априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание – это:

1.        трансцендентное

2.        идеальное

3.        трансцендентальное

4.        материальное

9. Заслугой И. Канта состоит в том, что он:

1.        отделил вопросы теоретического разума (о Боге, душе, свободе) от вопросов практического разума (что мы должны делать)

2.        разработал уникальное учение об обществе и социальных отношениях

3.        определил направление развития философии экзистенциализма

4.        ответил на вопрос о происхождении человека и общества

10. По словам И. Канта, над всеми другими существами человека возвышает наличие:

1.        разума

2.        рук и ног

3.        развитых органов чувств

4.        самосознания

10. Нравственный закон значимый сам по себе, выражающий абстрактную обязанность:

1.        категорический запрет

2.        категорический закон

3.        категорический норматив

4.        категорический императив

11. Для И. Фихте подлинная реальность – это:

1.        единство субъекта и объекта

2.        единство разума и воли

3.        единство материального и идеального

4.        единство людей в стремлении познать самих себя

11. Условие совместного существования людей в обществе по убеждениям И. Фихте:

1.        ограничение потребностей

2.        ограничение свободы каждого лица

3.        ограничение свободы передвижения

4.        отсутствие ограничений

12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального:

1.        И. Кант

2.        Г. Гегель

3.        Л. Фейербах

4.        Ф. Шеллинг

12. Идеальное рассматривал как производное от определенного уровня организации материального:

1.        И. Кант

2.        Г. Гегель

3.        Л. Фейербах

4.        Ф. Шеллинг

 

Тема 7. Философия XX века. Русская философия

Философия XX века. Русская философия

1 – вариант

Философия XX века. Русская философия

2 – вариант

1. Важнейшая философская идея марксизма:

1)       идея материалистического понимания истории;

2)       идея социального регресса;

3)       идея экономического развития Европы;

4)       идея глобализации.

1. По взглядам К. Маркса:

1)       «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;

2)       «Сознание людей определяет их бытие, в том числе и социальное»;

3)       «Самосознание человека определило общественные отношения»;

4)       «Человек бессознательно вступает в общественные отношения».

2. Философское направление, утверждающее, что источником подлинного знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения:

1)       экзистенциализм;

2)       позитивизм;

3)       онтология;

4)       аксиология.

2. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. Это особенность:

1)       логики;

2)       логического позитивизма;

3)       европейского позитивизма;

4)       отечественной философии XIX века.

3. Проверить эмпирически, путем сведения общих положений к «атомарным» высказываниям, фиксирующим тот или иной факт, значит:

1)       синтезировать;

2)       проанализировать;

3)       верифицировать;

4)       проверить в ходе наблюдения.

3. Смысл философии в устранении путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений. Так считал:

1)       О. Конт;

2)       К. Маркс;

3)       Л. Витгенштейн;

4)       Жан Поль Сартр.

4. Задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей. Это взгляды:

1)       М. Хайдеггера;

2)       К. Маркса;

3)       А. Шопенгауэра;

4)       Дж. Дьюи.

4. Истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативными и выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению (...) целей:

1)       социальных;

2)       познавательных;

3)       научных;

4)       прагматических.

5. По взглядам (...), в основе мирового процесса лежит действие слепой, бессознательной силы – воли к жизни:

1)       А. Шопенгауэра;

2)       К. Маркса;

3)       Ф.М. Достоевского;

4)       В.И. Вернадского.

5. (...) считал, что задача философии в том, чтобы вырваться из власти рационального мышления и начать поиск истины в абсурдном и парадоксальном:

1)       С. Кьеркегор;

2)       А. Камю;

3)       К. Ясперс;

4)       В.С. Соловьев.

6. Ф. Ницше считал, что идеи равенства и справедливости:

1)       способствуют установлению мира в обществе;

2)       «разлагают» цельность человеческой природы;

3)       возвышают человека на его собственной природой;

4)       позволяют искоренить дискриминацию.

6. Главная тенденция в воззрениях Ф. Ницше состоит:

1)       в развитии новых методов познания;

2)       в совершенствовании культуры человека, в улучшении человеческой личности;

3)       в раскрытии смысла жизни рациональным путем;

4)       в создании концепции, ставшей основой экзистенциализма.

7. В психоанализе, большинство действий человека, все культурные явления зависят от глубинных, подсознательных влечений, которые (...), т.е. преобразуются в духовной деятельности:

1)     критически осмысляются;

2)       анализируются;

3)       сублимируются;

4)       рационализируются.

7. «(...) редукция» - многоступенчатый метод, в котором из рассмотрения исключаются (заключаются в скобки) весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории... :

1)       герменевтическая;

2)       психоаналитическая;

3)       феноменологическая;

4)       позитивистская.

8. Наиболее известные представители экзистенциализма (перечислить не менее четырех философов):

Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс.

8. Наиболее известные представители экзистенциализма (перечислить не менее четырех философов):

_________________________________________________________________

9. Озарение, прояснение экзистенции, осознание души – какой это уровень бытия в философии К. Ясперса?

1)       второй;

2)       первый;

3)       четвертый;

4)       третий.

9. Особое внимание Жан Поль Сартр уделял проблеме свободы воли, считая, что человек:

1)       несет ответственность за все, что творится в мире;

2)       существует так, как его воспитали родители;

3)       существует только ради удовольствия;

4)       не несет ответственности за свои поступки.

10. Герменевтика, по В. Дильтею, это:

1)       метод анализа;

2)       метод интерпретации;

3)       метод абстрагирования;

4)       метод идеализации.

10. Признаки постмодерна в философии:

1)       дальнейшее развитие идей философов Нового времени, синтез различных концепций и философских направлений;

2)       отказ от классического образа философии, плюрализм;

3)       опора на религиозную философию средневековья, большое влияние философского наследия Платона;

4)       распространение идей эпохи Возрождения и повышенный интерес к социальным утопиям.

11. Он заложил основы принципа всеединства и считал, что философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия, давала ей внутреннее содержание»:

1)       М.В. Ломоносов;

2)       А.Н. Радищев;

3)       В.С. Соловьев;

4)       С.Н. Булгаков.

11. Известный русский философ, исследователь философии Г. Гегеля, считал, что недостаток современной ему культуры в противопоставлении разума и чувства:

1)       А.С. Хомяков;

2)       М.В. Ломоносов;

3)       И.А. Ильин;

4)       С.Н. Булгаков.

12. Этику самосовершенствования человека он связывал с принципом непротивления злу насилием:

1)       Ф.М. Достоевский;

2)       М.В. Ломоносов;

3)       И.А. Ильин;

4)       Л.Н. Толстой.

12. Считал, что жизнь человека есть воплощение, реализация идеи, обладающей бытийно-энергийной силой:

1)       А.С. Хомяков;

2)       М.В. Ломоносов;

3)       Л.Н. Толстой;

4)       Ф.М. Достоевский.

Раздел 2. Проблемы философии

Тема 8. Онтология

Онтология 1 вариант                              

Онтология 2 вариант

 

1. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является…

1)       количество

2)       время

3)       пространство

4)       движение  

1.Для какого из нижеприведенных направлений фило­софии характерны: стремление построить окончательнуюсхему-систему мира; непонимание всеобщей связи явлений;отрицание развития?

1) для материализма;

2) идеализма;

3) метафизики;

4) диалектики.

2.Кто считает, что в основании мира лежит одно начало?

1) дуалисты;

2) волюнтаристы.

3) плюралисты;

4) монисты;

2.Чем различаются объективный и субъективный идеа­лизм?

 1) методами познания;

2) местом размещения духа, сознания, являющегося первичным;

3) рассмотрением сущности человека.

 3.Можно ли считать идеалистическим положение о том,что идея какого-то прибора предшествует созданию самогоприбора?

1)да;

2.)нет.

3.Кто такие фаталисты в связи с рассмотрением кате­гориальной пары «необходимость — случайность»?

1)       те, кто считает все явления в мире случайными;

те, кто рассматривает все явления в мире как жестко заданные,необходимые.

4.Какие три смысла вкладываются в понятие «диалек­тика»?

1)                развитие и изменение объективного, внешнего мира;

2)       развитие и изменение человеческого сознания (внутреннего мира);

3)       развитие самой процедуры познания мира;

4)                развитие и изменение общества;

5)       развитие природы.

4.Какие три варианта правильных ответов существуют навопрос о том, что есть «развитие»?

1)                прогрессивное развитие предметов, явлений;

2)                регрессивное развитие предметов, явлений;

3)       процесс качественного изменения системы в результате ее самодвижения;

4)       направленное, закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов;

5)       процесс количественного изменения системы.

5.Какие три типа противоречий существуют?

1)                основные — второстепенные;

2)                внутренние — внешние;

3)                системные — внесистемные;

4)       антагонистические — неантагонистические;

5)                существенные — несущественные

5. Какие три вида противоречий существуют?

1)       частные и общие

2)       главные и неглавные

3)       антагонистические и неантагонистические

4)       социальные и асоциальные

5)       духовные и телесные

6)       внешние и внутренние

7)       основные и не основные

6.Назовите две точки зрения о взаимоотношениях поня­тий «движение», «изменение», «развитие».

1)       «движение» и «изменение» являются более широкими по объему понятиями, чем «развитие»;

2)       «движение», «изменение», «развитие» — совпадающие, однопорядковые понятия;

3)       «развитие» — более широкое по объему понятие, чем «движение» и «изменение»;

4)       эти понятия вообще никак не соотносятся друг с другом.

6. Философский дуализм - это:

1) учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи;

2) учение о первичности духовного начала и вторичности материального;

3) учение о наличии двух божеств, управляющих земными процессами;

4) все ответы не правильные.

7.Что сначала меняется в предмете — форма или содер­жание?

1)  —    форма;       2)   —   содержание.

7.Может ли одно содержание выражаться нескольки­ми формами?

1)   -   да; 2)   -   нет.

8.Могут ли форма и содержание меняться местами всвязи с изменениями соответствующих условий?1) -   да;  2)   -   нет.

8.Сущность всегда богаче явления?

1)  —   да;               2)   —   нет.

 

Тема 9.  Философская антропология

Тема «Человек» – 1 вариант

 

Тема «Человек» – 2 вариант

 

1.Что означает термин «антропогенез»?

1) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

2) процесс исторического формирования социальной сущностичеловека.

1. Какова роль труда в процессе становления (антропосоцио­генеза) человека?

1)главная;

2)  были и другие главные факторы.

2.Какая из существующих точек зрения по поводу воз­никновения человека является наиболее вероятной.

1)возникновение человека есть результат,  порожденный каким-то космическим «сверхсознанием»;

2)возникновение человека есть результат случайных, единичных наследственных изменений в организме животного,

3)возникновение человека есть необходимый и закономерный результат усложнения животного мира. 

2. Что такое филогенез и онтогенез?

1)филогенез — процесс развития человека от первобытности до

современности; онтогенез — процесс развития человека от мо­мента рождения до смерти;

2)филогенез — процесс развития человека от момента рождения

до смерти; онтогенез — процесс развития человека от перво­бытности до современности.

 

3.Какие телесно-анатомические особенности челове­ка отличают его от животных?

1)наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость и т. д.);

2)особое строение позвоночника, таза — прямохождение;

3)наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные звуки;

4)наличие объемного мозга

3.Какие качества подразумеваются прежде всего приупотреблении понятия «личность»?

1)возрастные отличия;

2)нейродинамические отличия (свойства нервной системы);

3)приобретенные  каждым человеком духовные,  социальные

ценности.

4. Можно ли стать индивидуальностью, не усваивая духовный опыт человечества?

1)можно (яркие физические качества — сила, выносливость или

яркая манера одеваться);

2)нет.

 

4.Неповторимое   своеобразие   отдельного   человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это:

1) индивид;

2) индивидуальность;

3) личность;

4) субъект.

5. Какая характеристика человека точнее отражает его сущность? Человек это -

1)       биологическое и социальное существо

2)       природное и социальное существо

3)       природное и социо-культурное существо

5. Какое из нижеприведенных суждений ближе к истине?

1)биологическое в человеке довлеет над ним;

2)сущность человека определяет и  природная и социокультурная сторона его бытия;

3) социальное (приобретенное) определяет сущность человека;

4)в отдельных ситуациях биологическое определяет сущность человека, в других — социальное.

6. Какие качества, прежде всего, определяют человекакак разумное существо?

1)знание (эрудиция);

2)способность планировать свою деятельность и управлять своим поведением;

3)наличие нравственного долга;

4)профессионализм.

7. У каждого ли человека возникает потребность осознать свою жизнь как цельный процесс в форме смысла жиз­ни?

1)да;    

2) нет.

6.Существует ли в готовом виде ответ на вопрос о том, вчем смысл жизни?

1)такого ответа не существует, каждый сам ищет ответ на этот вопрос;

2)да, существует: человечество уже выработало множество вариантов ответа на этот вопрос — смысл жизни в труде, любви, семье и т. д.; !

3)хотя и существуют общие стандарты ответа на вопрос о том, в чем смысл жизни, тем не менее они каждый раз индивидуальны и специфичны, по­этому нахождение смысла жизни — трудный и напряженный индивидуальный поиск.

8.Существует мнение, что чем активнее и глубже включается человек в общественную жизнь, тем важнее длянегопонимание общего смысла своей жизни. Согласны ли Вы стаким мнением?

1)да;                                                                2)нет.

 

7. Существует ли абсолютная свобода?
1)да;           2)нет.

8. Связаны ли с моралью категории «добро» и «зло»?

1)нет;                                                                  2) да.

 

 

 

Тема 10.  Сознание.

Сознание - 1 вариант

 

Сознание - 2 вариант

 

1. Направленность сознания в философии трактуется как :

1)интенциональность сознания,

2) предметность сознания,

3)целесообразность сознания

1. Сознание – это

1)       идеализированное бытие,

2)       внутреннее бытие внешних отношений,

3)       форма психической активности, свойственная только человеку,

2. Мышление– это

1) то же самое, что и сознание,

2) мышление это форма активности сознания

3) это часть сознания.

2. Выделяют несколько уровней сознания:

1)       чувственное сознание,

2)       рациональное сознание

3)       культурное сознание.

3. По Э. Блоху содержание сознания складывается из следующего:

1) бессознательного

2) осознанного

3) уже не осознанного

4) еще не осознанного

3. В структуру сознания включаются…

1.        рефлексы

2.        инстинкты

3.        темперамент

4.        воля и эмоции

4. «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе…

1)       импульсов, исходящих из области сознания

2)       архетипов

3)       первичных влечений с целью получения удовольствия

4)       интеллектуальной интуиции

4. Взаимоотношение слова и мысли в действительности выглядит так:

1)       возникает мысль, которая облекается в слова

2)       слово – средство передачи и реализации мысли

3)       слово – это закодированная мысль

4)       слово не похоже на мысль

5)       слова определяют видение человеком мира

5. Самосознание – это

1) атрибут сознания,

2) сознание индивида,

3) одна из основных интенций сознания.

5. «Бессознательное» - это

1) дорефлексивная сфера сознания,

2) «уже не осознанное»

3) не имеющее отношение к сознанию,

6. Сознание позволяет человеку:

1) стать на место другого,

2) понять свой род, свою сущность,

3) мыслить,

 

 

6.В каких основных интенциях проявляется предметность сознания?

1) в направленности на мысль;

2)  в направленности на внешний для человека мир,

3)в направленности на самого себя,

7. Содержание сознания  это:

1) мысли человека,

2) совокупность мыслительных форм,

3) инстинкты

 

7. Основными мыслительными формами, составляющими содержание сознания являются:

1) знания,

2) идеи,

3) ценности.

8. Что делает возможным самосознание?

1) желание человека оценить самого себя,

2) язык,

3) наличие времени.

 

8. Что является сущностным качеством сознания?

1) осознанность,

2) самоощущение,

3) способность к самосознанию,

 

 

Тема 11. Познание, научное познание

Познание, научное познаний– 1 вариант

Познание, научное познание – 2 вариант

1.Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…

1.        интроспекцию

2.        рефлексию

3.        познание

4.        практику

1.Этапы исторического развития общественного познания:

1.        научное

2.        чувственное

3.        антинаучное

4.        эмпирическое и обыденное познание

2.В иррационализме важнейшим способом познания признается…

1.        - интуиция

2.        - интроспекция

3.        - интеллект

4.        - мышление 

2.Герменевтикой называется…

1.        теория языка

2.        толкование Священного Писания

3.        искусство понимания чужой индивидуальности, выраженной в тексте

4.        способ художественного осмысления мира  

3.Конвенционализм понимает истину как…

1.        знание, полезное для человека

2.        соответствие знания объективной реальности

3.        соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

4.        непротиворечивое, самосогласованное знание

 

3.Классическое определение: Истина –

1.        соответствие знаний действительности

2.        то, что интуитивно ясно и самоочевидно

3.        знание, экономно и просто описывающее опыт

4.        конвенция, соглашение

5.        то, что подтверждается опытом

 

 4.Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о (об)…

1.        уровнях познания

2.        истине

3.        форме познания

4.        средствах познания

 

 

4.К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести…

1.        – ошибки отдельных ученых

2.        – невозможность достигнуть истины

3.        – многогранность объектов изучения

4.        – несовершенство методов познания

5.        – процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез  

5.Понятие абсолютной истины предполагает…

1.        - то содержание, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания

2.        - конкретные исторические условия познания

3.        - окончательное знание определенных аспектов действительности

4.        - согласованность отдельных утверждений с более общей системой знания

5.        - субъективность истины  

5.Относительная истина – это знания…

1.        имеющие множество смыслов

2.        неполные, обусловленные какими-либо обстоятельствами

3.        не обусловленные конкретными обстоятельствами

4.        частного характера

5.        свидетельствующие об относительном характере всего существующего

6.Согласно классической позиции, истина есть:

1.        то, что признается большинством

2.        теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

3.        правда

4.        соответствие знаний объективной действительности

 

6.Прагматическое суждение об истине – это…

1.        экономическое описание переживаний человека

2.        адекватное отражение бытия в сознании человека

3.        постижение божественного промысла

4.        знание, ведущее к достижению цели

5.        знание, с которым все согласны

7.Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл означает ____ знание:

1.        обыденное

2.        научное

3.        квазинаучное

4.        паранаучное  

7.Чтобы считаться научным, знание должно быть:

1.        объективным

2.        системным

3.        конкретным

4.        универсальным

5.        позитивным

8.Элементом научной теории является (-ются):

1.        фундаментальные понятия и принципы

2.        описания материальных объектов

3.        эксперимент

4.        единичные факты

 

8.Псевдонаучным – называется в философии…

1.        - знания, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

2.        - протознание, которое  в будущем станет научным

3.        - знания, спекулирующее на совокупности популярных теорий

4.        - знания, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти  

 

9. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии…

1.        абсолютность

2.        конкретность

3.        абстрактность

4.        заблуждение  

9.Чувственной формой познания является…

1.        гипотеза

2.        интуиция

3.        рефлексия

4.        восприятие

10.К формам чувственного познания не относится…

1.        умозаключение

2.        восприятие

3.        представление

4.        ощущение

10.К эмпирическому уровню познания относится…

1.        построение теории

2.        построение картины мира

3.        анализ фактов

4.        выдвижение гипотез

11.На эмпирическом уровне научного познания…

1.        - обосновываются теории

2.        - выдвигаются гипотезы

3.        - формулируются законы

4.        - выявляются внешние связи между предметами 

 

11.Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть…

1.        гипотеза

2.        принцип

3.        закон

4.        теория

12.Формы научного знания:

1.        индукция

2.        гипотеза

3.        синтез

4.        вопрос

5.        проблема

6.        теория

7.        научный факт

12.Формой рационального познания является…

1.        ощущение

2.        представление

3.        понятие

4.        восприятие

 

13.Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому, предмет есть...

1.        абстрагирование

2.        моделирование

3.        обобщение

4.        аналогия

13.Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение, философ встает на позиции…

1.материализма

1.        объективного идеализма

2.        субъективного идеализма

3.        прагматизма

 

14.Основными формами научного познания являются…

1.        - гипотеза и теория

2.        - наблюдение и эксперимент

3.        - аналогия и моделирование

4.        - индукция и дедукция  

 

14.К формам чувственного познания не относится…

1.        ощущение

2.        представление

3.        восприятие

4.        суждение

15.Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется...

1.        - персонализмом

2.        - герменевтикой

3.        - структурализмом

4.        - номинализмом 

 

15. Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является…

1.        - объяснение

2.        - понимание

3.        - логика

4.        - интуиция  

 

 Тема 12. Социальная философия.

1. Структурными элементами материально-производственной сферы является (ются) …

1. производительные силы и производственные отношения

2. индивидуальное и общественное сознание

3. страты и классы

4. политические партии и профсоюзы

2. Большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания, называется …

1. классами

2. профсоюзами 

3. формациями

4. сословиями

3. Автором стратификационного подхода к анализу общества является …

1. Д. Белл

2. К. Маркс 

3. Аристотель

4. П. Сорокин

4.Основным представителем структурно-функционального подхода к анализу общества является …

1. Т. Парсонс 

2. О. Конт 

3. К. Маркс 

4. П. Сорокин

5.Главным признаком развития общества, с точки зрения сторонников теории циклического развития, является …

1. волнообразные ритмы

2. постоянный рост производства материальных благ

3. развитие по линии регресса

4. сохранение и приумножение духовных ценностей

6.Особенностью индустриального общества является …

1. механизация производства

2. ведущая роль сферы услуг

3. развитие информационных технологий

4. ведущая роль церкви в общественной жизни

7.Автором понятия «сверхиндустриальная цивилизация», обозначающего современное общество, является …

1. О. Тоффлер 

2. М. Маклюэн 

3. З. Бзежинский

4. Д. Белл

8.Философом, считающим, что развитие любой цивилизации обусловливается действиями «вызова-ответа», является …

1. А. Тойнби

2. О. Шпенглер 

3. П. А Сорокин 

4. К. Ясперс

9.Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «осевое время», был …

1. К. Ясперс

2. М. Вебер

3. Дж. Вико

4. А. Тойнби

10.К базовым сферам общественного производства относятся:

1) социального производства, 

2) аграрное производство, 

3) материального производства,

4) производство системы безопасности,

5) духовного производства,

6) организационно-управленческого производства,

11. Продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации называется …

1. обществом  

2. классом 

3. стратой 

4. государством

...
...

Способы оплаты: