Оглавление
Введение…3
1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика контрабанды
1.1.Уголовно-правовая характеристика контрабанды…8
1.2.Криминалистическая характеристика контрабанды..21
2.Первоначальный этап расследования контрабанды
2.1. Особенности возбуждения уголовного дел и обстоятельства, подлежащие установлению...33
2.2. Осмотр места происшествия и иные виды следственного осмотра…39
3. Последующий этап расследования контрабанды
3.1. Допрос подозреваемого (обвиняемого), свидетелей...50
3.2. Особенности обыска и выемки...57
3.3. Использование специальных знаний…60
3.4. Взаимодействие следователя с оперативными работниками…64
Заключение…72
Список литературы…77
Введение
В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. Она является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотиками, посягательства на национально-культурное достояние народов, а также ряда других преступлений. Все возрастающую опасность для международного сообщества представляет контрабанда оружия, которая характеризуется высокой степенью организованности, наличием международных связей .
По признаваемому международному обычаю контрабанда рассматривается как преступление международного характера . Тем не менее, до настоящего времени многостороннее международное соглашение о борьбе с контрабандой еще не принято. В этом отношении можно выделить лишь Конвенцию Совета таможенного сотрудничества «О сотрудничестве в борьбе с нарушениями таможенных правил», принятую в г. Найбори (Кения). Однако Российская Федерация (далее РФ) ее участником не является.
Контрабанда наносит существенный экономический и политический ущерб национальным интересам России, ее государственной безопасности, в связи с чем на борьбу с этим преступлением направлены усилия многих государственных органов. Так, предварительное следствие по делам о контрабанде осуществляют следователи органов прокуратуры, ФСБ и МВД, ФСКН, а также следователями органа, выявившего контрабанду, оперативно-розыскную деятельность на этой линии проводят органы ФСБ, МВД, ФСКН, таможни, дознание по делам о контрабанде производят таможенные органы , органы внутренних дел РФ, дознаватели пограничных органов ФСБ.
Контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, «разлагает» их.
Чаще всего наркотики ввозятся в Россию гражданами стран СНГ. Анализ ситуации, связанной с контрабандой наркотиков, показывает, что непрерывный рост объёмов контрабанды наркотиков в настоящее время представляет угрозу национальной безопасности РФ. Экспансия наркотиков в РФ активно формирует и расширяет рынок наркотических средств, обуславливает массовый рост наркомании, вызывает реальную угрозу здоровью нынешнего и будущего поколения россиян. Превращение России в страну - потребителя наркотиков непосредственно связано с вывозом валюты в направлении стран – производителей наркотиков, что оказывает негативное влияние на экономические процессы и состояние жизненного уровня населения РФ.
Рост масштабов контрабанды и незаконного оборота наркотиков сопровождается увеличением преступности и криминализации общества. Активное проникновение наркопреступности в сферу экономики ухудшает обстановку в области кредитно-финансовых отношений, деструктивно влияет на стабильность экономического положения в стране, ведёт к усилению напряжённости в обществе.
Основными факторами, определяющими негативное развитие обстановки, связанной с контрабандой наркотиков в РФ, являются:
1)Многократно возросшие объёмы пассажирских и грузовых перевозок через границу;
2)Стремительный рост масштабов и объёмов контрабандного ввоза наркотиков на территории РФ, появление новых стран – источников наркотиков из числа государств ближнего зарубежья;
3)Сложность осуществления пограничного и таможенного контроля на участках границы России со странами ближнего зарубежья и неспособность органов контроля к принятию адекватных мер противодействия экспансии наркотиков;
4)Возрастание стоимости наркотиков по пути их транспортировки в Россию в 10-15 раз, что является стимулом, оправдывающим риск, особенно для жителей Средней Азии и иных государств с низким уровнем жизни;
5)Продолжающееся снижение уровня жизни основной массы населения российского приграничья, что создаёт условия для вовлечения в сферу незаконного оборота наркотиков всё большего контингента лиц;
6)Рост организованной преступности, связанной с организацией и осуществлением контрабанды наркотиков, интернационализация её деятельности.
Кроме того, Россия стала объектом экспансии мирового наркобизнеса, стремящегося сделать её крупным рынком наркотиков, а также использующего географическое положение страны для организации международного наркотрафика. В последнее время происходит интенсивная структурная перестройка наркорынка, растёт доля наркотиков зарубежного происхождения, достигшая в настоящее время более 50%. Традиционные для РФ наркотики активно вытесняются героином, опием, кокаином и синтетическими наркотиками, поступающими на территорию нашего государства контрабандным путём.
В дипломной работе особое внимание хотелось бы уделить именно контрабанде наркотиков, поскольку этот вид контрабанды подрывает не только экономическое развитие страны, но и негативно отражается на здоровье граждан РФ.
Контрабанде способствуют недостатки в деятельности правоохранительных органов по выявлению и расследованию этих преступлений, отсутствие налаженной оперативно-розыскной работы.
Учет контрабанды, соответствующий общей системе учета преступлений в России, в таможенных органах введен только в 1997 г. Но и это еще не обеспечивает полного учета. Искажаются данные о состоянии преступности и борьбы с ней. Виновные в контрабанде вместо уголовной привлекаются к административной ответственности или вообще не привлекаются. Не обеспечивается неотвратимость наказания, что самым отрицательным образом сказывается на состо¬янии контрабанды.
Подавляющее большинство дел прекращается или приостанав¬ливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе: при производстве дознания, неотложных следственных действий. Нет четко отлаженной системы информирования таможенными органами транспортных прокуроров о выявленной контрабанде, соответственно не обеспечивается немедленный выезд на место происшествия следователя прокуратуры, который впоследствии будет вести дело о контрабанде.
Мало внимания уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, хотя это очень важный участок работы.
Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной безопасности, таможенной инспекции, таможенной охраны, отделов контроля доставки товаров, организационно-инспекторских отделов.
Совершенно очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципа неотвратимости наказания за содеянное.
Как известно, дела о контрабанде имеют альтернативную подследственность. Большинство дел находится в производстве следователей транспортных прокуратур и следователей органов внутренних дел на транспорте. Следователи испытывают потребность в методической литературе по расследованию этой категории дел. Между тем такой литературы практически нет. Тот опыт расследования, который имелся у органов безопасности (именно они раньше вели расследование контрабанды), зафиксирован в источниках не для открытой печати и в определенной степени устарел в связи со значительными законодательными изменениями.
Целью данной работы является выявление особенностей расследования методики контрабанды.
Задачами данного исследования являются рассмотрение уголовно-правовой и криминалистической характеристики контрабанды, рассмотрение первоначальных и последующих этапов расследования, проведения неотложных следственных действий, а так же взаимодействие следователя с оперативными работниками.
Не нашли готовую?