ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы по решению проблем профилактики наркомании.
1.1. Понятие наркомании как социальная проблема...6
1.2. Нормативно-правовой база по проблеме наркомании...22
1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы по решению проблем профилактики наркомании...25
Выводы по 1 главе...32
Глава 2. Практические аспекты социальной работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях (на примере МОУ № 24).
2.1. Анализ деятельности учреждений, занимающихся проблемой наркомании...33
2.2. Социологическое исследование наркотической зависимости подростков МОУ № 24...40
2.3. Направления и формы социальной работы в школе по профилактике наркомании...45
Выводы по 2 главе...53
Заключение...55
Библиографический список...61
Приложение...66
ВВЕДЕНИЕ
Представленная дипломная работа ставит своей целью – изучить основы социальной работы по профилактике наркомании.
Объектом данного исследования являются подростки, употребляющие наркотики.
Предметом исследования является изучение социальной работа по профилактике наркомании.
Цель определила решение следующих задач:
1.Дать понятие наркомании, рассмотреть историческую справку о наркомании и наркоманах, наркотики и привести их характеристику.
2.Провести анализ нормативно-правовой базы по проблеме наркомании.
3.Сделать анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы по решению проблемы наркомании.
4.Провести анализ деятельности учреждений, занимающихся проблемой наркомании.
5.Провести социологическое исследование наркотической зависимости подростков МОУ № 24.
6.Исследовать формы и методы деятельности социального работника по профилактике и реабилитации подростков-наркоманов.
7.Исследовать направления и формы социальной работы в школе по профилактике наркомании
Методами исследования являются: исторический, статистический, анализа и синтеза, ретроспективный, системный, хронологический, социологический, анкетирование и др.
База исследования: МОУ № 24.
В дипломной работе использована учебная литература и исследования следующих авторов: Андреевой М.Н., Журавлёвой Л.А., Еременко В.В., Лапко А.Н., Плющ И.В., Пузыревской Н.П., Соловова А.В., Фроловой Г., Чернышевой В.Н и др., а также нормативно-правовая база, журналы, газетные издания. Дипломная работа состоит из введения, двух основных частей (двух глав), заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение
Целью дипломной работы являлось изучение социальной работы по профилактике наркомании.
Цель была достигнута путём решения следующих задач:
1. Дано понятие наркомании, рассмотрена историческая справка о наркомании и наркоманах, наркотиках и приведена их характеристика.
2. Проведён анализ нормативно-правовой базы по проблеме наркомании.
3. Сделан анализ отечественного и зарубежного опыта социальной работы по решению проблемы наркомании.
4. Проведён анализ деятельности учреждений, занимающихся проблемой наркомании.
5. Исследованы формы и методы деятельности социального работника по профилактике и реабилитации подростков-наркоманов.
Подведём итоги по дипломной работе.
В первой главе было выявлено, что наркомания наркомания – это болезненное неконтролируемое влечение к веществам, изменяющим психическое состояние человека. Наркомания – это не просто болезнь в медико–биологическом смысле, это ещё и образ жизни, точнее – существования; это дорога, ведущая в никуда; это разрушение интеллекта, души, тела.
В настоящее время распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти. Наркомания приобрела социальную проблему.
Профилактика наркомании на сегодняшний день регулируется системой нормативно-правовых актов различных уровней, т.е. сюда входят и законы, постановления различных уровней, указы, приказы, Конвенции.
Важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов.
Вы второй главе была исследована социальная работа по профилактике наркомании в образовательных учреждениях (на примере МОУ № 24).
Профилактическая работа по профилактике наркомании осуществляется на всех уровнях образования – от дошкольного до высшего профессионального.
Обобщив опыт социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ мы пришли к выводам, что региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения. В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.
В целях определения отношения подростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ, а также угрожает ли зависимость от наркотиков подросткам МОУ № 24 г. Челябинска было проведено социологическое исследование учащихся 7-8-ых и 9-х классов. Результаты исследования показали, что 30% опрошенных 9-х классов хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет.
Результаты теста также показали: среди учащихся 7-х классов «0» баллов получили 7 человек, что составило 18,4 % от общего количества учащихся 7-х классов, а среди 8-х классов «0» баллов получили 22 человека, что составило 44% от общего количества 8-х классов. Это говорит о том, что среди учащихся, получивших «0» баллов, наркотики никогда не станут для этих ребят проблемой и что в общей сложности 29 подростков 7-х и 8-х классов отлично защищены от наркомании. Наивысший показатель у ребят 8-х классов.
В результате опроса 1-5 баллов получили учащиеся 7 классов 26 человек, что составило 68,4 % от общего количества учащихся 7-х классов, учащиеся 8-х классов получили от 1-5 баллов в количестве 25 человек, что составило 52% от общего количества учащихся 8-х классов. Подростки, получившие 1-5 баллов считают, что им ничего не угрожает, они думают, что они контролируют ситуацию. Но этим ребятам надо быть начеку, так как они уже находятся в группе риска. Из результатов опроса видим, что группа риска выше у подростков 7-х классов на 6,4 % .
От 6-10 баллов среди учащихся 7-х классов получили 5 человек, что составило 13,2 % от общего количества учащихся 7-х классов. Среди учащихся 8-х классов от 6-10 баллов получили 2 человека, что составило 4% от общего количества учащихся. Подростки, получившие данное количество баллов ведут себя так, будто проблем с наркотиками вообще не существует. Следует сказать им: «Задумайся над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило поговорить с кем-то из взрослых, кому ты доверяешь».
Данные социологического опроса показали, что учащиеся 7-х классов находятся в наибольшем риске наркомании, чем учащиеся 8-х классов. Но и тем, и другим следует задуматься о своём здоровье, о своей жизни (это те подростки, которые составляют 68,4%).
Таким образом, наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни.
Также были разработаны меры по профилактике и предотвращению наркомании. Профилактическая работа каждого педагога школы № 24 заключалась в индивидуальной работе.
В целях профилактики и предотвращения наркомании соцработниками школы № 24 были разработаны различные заповеди.
Предложено также:
1) предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;
2) убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье;
3) применять приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: - охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних; - формирование устойчивых антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; - развитие чувства самоуважения и ответственности; - формирование навыков, важных для взрослой жизни;
4) постоянно развивать систему дополнительного образования, где ребята смогут посещать кружки по интересам, спортивные секции, художественно-музыкальные студии;
5) регулярно на базе школы для учащихся, родителей и педагогов проводить просмотр видеофильмов и антирекламных роликов по данной проблеме;
6) каждую четверть библиотекарем школы проводить обзор новых журналов, книг, специальной литературы, посвящённых профилактике наркомании.
На наш взгляд эти весьма простые рекомендации не только усовершенствуют профилактическую работу с подростками в школе, но и принесут весьма положительные результаты.
Предложено также выделить и другие направления:
- общая воспитательная работа с детьми и подростками;
- коррекционная работа с детьми и подростками группы риска;
-работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ.
Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:
-распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;
-формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;
-предоставление альтернативы наркотизации;
-коррекция социально – психологических особенностей личности;
-целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);
-тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.
Чтобы предотвратить наркоманию подростков, наркопреступность я считаю, что необходимо принять следующие дополнительные меры:
1) возобновлять работу клубов по интересам по месту жительства подростков, возрождать спортивные секции, использовать индивидуальные формы работы с родителями и детьми. На сегодняшний день не один год действуют фонды, созданные депутатами Государственной Думы Гартунгом, Гришанковым, трудовые отряды губернатора, мэра Челябинска, некоторых городских депутатов.
2) создавать законы и программы в сфере физической культуры и спорта, разрабатывать Концепцию семейной политики, молодёжной политики.
Кропотливая работа по очищению нашего общества от наркомании должна вестись по всем стратегическим направлениям – в культуре, образовании, здравоохранении, в правоохранительных органах. Эта работа должна быть ориентирована не только на борьбу с последствиями, но и на устранение причин распространения этого пагубного явления в молодежной среде.
Дипломная работа включает также доклад и презентацию!!!!
Список использованных источников.
Не нашли готовую?