Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.1.Обусловленность уголовной ответственности за преступления в сфере безопасности дорожного движения
1.2.История развития законодательства в сфере транспортных преступлений
Глава 2.Уголовно-правовая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1.Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.2.Субъективные признаки нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Глава 3.Правовые проблемы в сфере уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
3.1.Актуальные вопросы правового регулирования уголовной ответственности за преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта
3.2.Пути повышения эффективности уголовно-правовых средств предупреждения автотранспортных преступлений
Заключение
Список источников
Введение
Автомобильный транспорт имеет ключевое значение в развитии транспортной системы страны. На сегодняшний день автомобильный транспорт, развиваясь в условиях, когда обозначилась тенденция к оживлению и возобновлению реального сектора экономики, он оказывать содействие в нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и на данный момент существенно возрос спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты значительные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность.
Наряду с этим, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью уменьшения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах Российской Федерации совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек.
Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации.
Стоимостная оценка последствий ДТП происшествий (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, моральные, экономические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения.
В связи с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, соответственно наблюдается и количественный рост преступлений, посягающих на нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств являются самым преобладающим видом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Уголовно наказуемые последствия, стремительно набирающей темпы автомобилизации, потребность в их уголовно-правовом урегулировании и определили практическую актуальность исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы является общественные отношения, предусматривающие особенности уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, материалы судебной практики, статистические данные, а также научная и учебная литература, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Целью выпускной квалификационной работы является всесторонний анализ особенностей уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть обусловленность уголовной ответственности за преступления в сфере безопасности дорожного движения;
2)проанализировать историю развития законодательства в сфере транспортных преступлений;
3)определить объективные и субъективные признаки нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4)исследовать актуальные вопросы правового регулирования уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
5)выявить пути повышения эффективности уголовно-правовых средств предупреждения автотранспортных преступлений.
Уголовной ответственности за преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств во все времена уделялось достаточное внимание и ей посвящено немало диссертационных исследований и научных работ, в том числе исследований проведенных Н.С. Алексеевым, М.Б. Валиевым, А.В. Грибковым, Ф.А. Гусейновым, П.С. Дагелем, О.В. Домашенко, В.И. Жулевым, Б.Л. Зотовым, В.В. Ивановой, В.И. Касынюком, В.Е. Квашисом, АА. Киракосяном, Е.В. Кичигиной, В.П. Коняевым, А.П. Копейченко, А.И. Коробеевым, А.С. Кузьминой, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А., Куриновым, В.И. Курляндским, В.В. Лукьяновым, И.Х. Максутовым, И.Г. Маландиным, Ф.Б. Мельниковым, B.C. Орловым, Б.В. Петуховым, А.А. Пионтковским, И.В. Скирским, В.И. Ткаченко, СВ. Трофименко, М.П. Чичериной, А.И. Чучаевым, М.Д. Шаргородским и другими учеными.
Однако большинство названных исследований было осуществлено в рамках прежнего уголовного законодательства и правоприменительной практики либо вопросы особенностей уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств были рассмотрены среди прочих других вопросов уголовной ответственности за транспортные преступления, в связи с чем настоящее исследование представляется актуальным и своевременным.
Положения, выносимые на защиту:
1.С введением изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», водители мопедов и легковых квадроциклов; мотоциклов с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт и водители трициклов и квадроциклов, уже в официальном порядке становятся в один ряд административной ответственности с категориями «А» «В» «С» «D» «Е». Это, по-нашему мнению, должно влечь за собой и изменения в Уголовном кодексе РФ и правоприменительной практики в виде признания данных водителей субъектами преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ со всеми вытекающими последствиями.
2.Согласно проекта Федерального закона, представленного МВД России, сотрудникам полиции будет разрешено отправлять на медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение не только водителей, но и любого гражданина, совершившего административное правонарушение, в том числе пешехода и любого другого участника дорожного движения. Все это, по-нашему мнению, должно, безусловно, повлечь за собой и усиление уголовной ответственности за любое преступление против безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, совершенное в состоянии опьянения, в виде квалифицирующего признака соответствующего состава преступления.
3.В случае совершения преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, в состоянии опьянения, следует, по-нашему мнению, в качестве дополнительного наказания (или хотя бы в случае наступления смерти потерпевшего) предусмотреть пожизненное лишение водительского удостоверения виновное лицо (а при управлении транспортным средством при отсутствии водительского удостоверения вовсе – запретить в дальнейшем выдачу удостоверения такому лицу).
Не нашли готовую?