Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Знакомство дошкольников с народными традициями в продуктивной деятельности

Артикул:  12102
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  62  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение....3                                                                                    

Глава 1. Теоретические основы приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре...8

1.1. Особенности формирования знания о народных традициях детей старшего дошкольного возраста...8

1.2. Пути и средства формирования знаний о народных традициях детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада...14

1.3.Виды  продуктивной  деятельности,  как  средство  формирования знаний  о народных  традициях   у  детей  старшего дошкольного возраста…17

Глава ІІ. Опытно – экспериментальная  работа по формированию знаний о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности...27

2.1. Изучение уровня сформированности  знаний о народных традициях    у детей старшего дошкольного  возраста...27

2.2.Организация опытно-экспериментальной работы по формированию  знаний о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности...36

2.3.Сравнительный анализ результатов опытно – экспериментальной работы...43

Заключение...49

Список литературы…53

Приложение...59

Введение

С искусством народа мы знакомимся в  первой  услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни. Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore – «народное знание», «народная мудрость»: folk – «народ», lore – «знание»), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. 

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие обращают внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования:  «Знакомство с дошкольников с народными традициями  в продуктивной деятельности».

Объект исследования -  формирование знаний о народных традициях у детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования -  продуктивная деятельность как средство формирования знаний о народных традициях у детей  дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации педагогических условий использования продуктивной деятельности для знакомства  детей старшего дошкольного возраста с народными традициями.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, с целью определения особенностей формирования знаний о народных традициях старшего дошкольного возраста и возможности использования  продуктивной деятельности.

2)Определить диагностический инструментарий для изучения сформированности знаний о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста.

3) Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации  педагогической работы для формирования знаний о народных традициях у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

4) Провести сравнительный анализ результатов опытно – экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: 

теоретический анализ этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 

изучение опыта педагогической работы ДОУ; 

анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов. 

Гипотеза исследования:

 приобщение дошкольников к национальным традициям в ДОУ будет эффективным, если:

- обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;

- реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе приобщения детей к национальным традициям;

- организован процесс ознакомления с родной культурой с использованием продуктивной деятельности как средства;

- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной продуктивной деятельности.

База опытно-экспериментальной работы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 «комбинированного вида» г. Ефремова.

...
...

Способы оплаты: