Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам дидактических игр

Артикул:  08163
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  68  стр.
Стоимость:  2500   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение…3

Глава.I.Теоретические аспекты развития общения у детей дошкольного возраста

1.1.Понятие «общение» и его виды в психолого-педагогической литературе...8

1.2.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста…15

1.3.Роль дидактической игры в развитии общения…30

Выводы по  главе.I…36

Глава.II.Особенности работы педагога по развитию общения у детей дошкольного возраста  с ЗПР

2.1.Изучение и анализ результатов исследования общения у детей с ЗПР…38

2.2.Комплекс дидактических игр для развития общения у детей с ЗПР...51

2.3.Анализ результатов контрольного эксперимента…58

Выводы по главе.II…59

Заключение…61

Список литературы…64

Приложение…68

Введение

В современных условиях преобразования и модернизации общества особенно остро встает проблема роли семьи и образовательных учреждений в осуществлении своевременной психолого-педагогической помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача обеспечения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно актуальна, так как такие дети, освоив содержания обучения на всех этапах образования, могут хорошо включаться в сферу трудовых отношений на различных производствах.

В настоящие время дети с задержкой психического развития составляют более 20% детской популяции. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер).

Исследователи, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены « социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждениям, избеганием или конфликтом (В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицына и др.).

В дефектологической науке доказана не разрывная связь и взаимосвязь органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими  и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский и др.).

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,  А.В. Запорожец, М.И. Лисина, К. Флей-Хобсон, Д.Б.

Эльконин и др.). Проблема общения является одной из наиболее глобальных проблем психологии, поскольку само общение выступает в качестве основного условия развития человека, формирование его личности. Вопросы влияния общения детей со взрослыми и со сверстниками на общее развитие ребенка оказывались в центре внимания многих видных представителей дефектологической науки, таких как Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова и др.

Своеобразие психического развития детей с ЗПР обуславливает трудности в освоении ими навыков общения. Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимое для оказания адекватной помощи, требуют разностороннего исследования специфики общения и коммуникативных умений таких детей.

Таким образом, на современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективного общения и навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с задержкой психического развития.

Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Описаны различные варианты ЗПР (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова), специфика познавательной деятельности (Н.В. Бабкина, Н.Ю. Борякова, С.А. Домишкевич, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова) и игровой деятельности (Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович) этой категории детей.

Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени ( Е.Н. Васильева, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышова). Недостаточно изучено общение детей с ЗПР, вто время как развитие общения является важнейшим фактором социализации ребенка.

Одним из эффективных средств формирования общения и навыков в дошкольном возрасте является игра как ведущей вид деятельности. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования общения ( А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая).

Проблема формирования общения в процессе игровой деятельности поднималась учеными-психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной. При этом   специальных исследований, посвященных проблеме формирования общения детей с ЗПР в игровой деятельности, не достаточно.

Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность методик формирования общения детей с ЗПР в дошкольном учреждении посредством игры определяют актуальность выбранной темы исследования: «Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр».

Объект исследования: процесс развития общения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: способы развития общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать возможность развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам дидактических игр.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития общения детей дошкольного возраста.

2.Выявить особенности развития общения детей дошкольного возраста психического развития.

3.Составить комплекс дидактических игр по развитию общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и проверить его эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1.Теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2.Эмпирические: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми, тестирование, эксперимент.

3.Количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования – Теоретико-методологической основной исследования являлись:

- изучения общения нормально развивающихся детей дошкольного возраста ( М.Г. Елагина, Г.И. Капчеля, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина и др.);

- изучение игры как ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте ( А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая);

- теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).

...
...

Способы оплаты: