СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава.1.Теоретические основы развития навыков мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...6
1.1.Роль мелкой моторики в развитии ребенка...6
1.2.Особенности развития навыков мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...24
1.3.Влияние продуктивных видов деятельности на развитие навыков мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития...35
Выводы по главе.1...43
Глава.2.Изучение состояния навыков мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...45
2.1.Изучение навыков мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...45
2.2.Состояние навыков мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...50
Выводы по главе.2...61
Глава.3.Коррекционная работа по развитию навыков мелкой моторики...62
3.1.Содержание коррекционной работы по развитию навыков мелкой моторики через продуктивную деятельность у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития..62
3.2.Итоги коррекционной работы...71
Выводы по главе.3...78
Заключение...80
Список использованной литературы...83
Введение
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Работая с детьми с проблемами в развитии, педагоги сталкиваются с трудностями и проблемами, которые испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что – то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.
Выбранная тема очень актуальна в наши дни, так как плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированности действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий и мешают развитию изобразительной деятельности.
Поэтому, умелое использование мною игровых методов и приёмов, а также использование нетрадиционных техник способствовало развитию мелкой моторики (движений кисти и пальцев), формированию зрительно-двигательной координации.
Гибкость и точность движений пальцев рук и тактильной чувствительности стимулирует у детей развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Огромный потенциал развития движений пальцев рук дает малышам сама жизнь: практика самообслуживания, манипуляции с предметами домашнего обихода.
Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в детский садик и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Тем не менее, недостаточно в психолого-педагогической литературе проанализирован вопрос об особенностях развития моторики детей с задержкой психического развития.
Гаркуша Ю.Ф., Миронова С. А., Рыжова Н.В., Арутюнян (Андронова) Л.З., Бабенкова Р.Д., Белякова Л.И., Лубовский В.И., Оганесян Е.В. проводили исследования по продуктивной деятельности применительно к детям с задержкой психического развития [4].
Таким образом, проблема развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития достаточно широко освещена в литературе. Но возможности развития тонких координированных движений пальцев рук посредством использования различных видов продуктивной деятельности недостаточно раскрыты в исследованиях.
Актуальность данного вопроса определила выбор темы нашей работы: «Развитие навыков мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе продуктивных видов деятельности».
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по развитию навыков мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе продуктивных видов деятельности.
Объектом исследования является процесс развития мелкой моторики детей 6 – 7 лет.
Предмет исследования: особенности развития навыков мелкой моторики посредством продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи нашего исследования:
1.Изучить и проанализировать специальную и методическую литературу по проблеме развития навыков мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
2.Выявить уровень развития навыков мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3.Определить содержание коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством использования продуктивных видов деятельности.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ исследований по проблеме, метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, констатирующий, формирующий эксперимент, наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №192 г.Челябинска.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Не нашли готовую?