Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Политическая социализация в старшем дошкольном возрасте

Артикул:  12112
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  63  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


Содержание

Содержание...2

Введение...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы политической социализации в старшем дошкольном возрасте...9

1.1.Политическая социализация личности  как политико-психологическая проблема...9

1.2. Психологические особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте...21

1.3. Дошкольное образовательное учреждение как институт политической социализации личности в дошкольном возрасте...33

Глава 2. Эмпирическое исследование политической социализации в старшем дошкольном возрасте...42

2.1. Организация эмпирического исследования политической социализации в дошкольном возрасте...42

2.2. Методы эмпирического исследования проблемы...43

2.3. Описание результатов эмпирического исследования политической социализации в дошкольном возрасте...47

2.4. Анализ результатов эмпирического исследования политической социализации в дошкольном возрасте с использованием таблицы сопряженности признаков...52

Заключение...61

Список литературы...63

Введение

Проблема политической социализации личности  является одной из ключевых в современной политической психологии. Ее решение требует междисциплинарного подхода - обращения к комплексу теоретических и прикладных задач, находящихся на пересечении общей, возрастной, социальной, политической, педагогической психологии, а также политологии и социологии. 

Формирование и развитие личности в современном обществе,  постепенное включение ее в общественную ситуацию, общественные отношения – процесс сложный, многоплановый. Этому процессу способствует разветвленная система обучения и воспитания формирующейся личности на различных этапах ее становления, а также процесс социализации, предполагающий активное усвоение и принятие личностью сложившихся в обществе норм, правил, законов, традиций, сложившихся в данной культуре, в конкретном обществе. 

Однако, поскольку развитие общества включает развитие не только культурное, социальное, экономическое, но и развитие политическое, то и формирование полноценной, активной личности как социального существа не может быть более или менее успешным без ее включения в систему политических отношений, складывающихся в той или иной культуре. Отсюда – особый интерес политической психологии к политической социализации личности. 

В нормально развивающемся цивилизованном обществе политика существует для людей и через людей. Какая бы роль не отводилась в этом социальным группам, массовым общественным движениям, политическим партиям и т. д., в итоге, главным субъектом политики выступает личность, потому что все эти группы, движения, партии и прочие организации состоят из реальных личностей, и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса. 

Термин «политическая социализация» был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хэйменом. С тех пор понимание политической социализации неоднократно пересматривалось, уточнялось, трансформировалось как среди отечественных, так и зарубежных ученых. 

Проблема политической социализации многоаспектна, и такой подход предопределил необходимость анализа основных и дополнительных факторов, влияющих на процесс формирования и функционирования политической и правовой культуры личности, отраженных в работах российских ученых Э.Я. Баталова, В.Л. Бозаджиева, А.А. Галкина К.С. Гаджиева, Г.Г. Дилигенского, Е.В. Егоровой, Д.В. Ольшанского, Е.Б. Шестопал, А.И. Юрьева, а так же авторов, анализирующих данную проблематику в рамках социологии и социальной психологии, в которых процессы социализации традиционно являются предметом теоретического осмысления – Г.М. Андреева, Н.В. Андреенкова, Б.А. Грушин, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, Ю.А. Левада, А.В. Петровский, Н.И. Рейнвальд, С.С. Фролов, В.А. Ядов и др.

В нашем исследовании политическая социализация рассматривается с точки зрения В.Л. Бозаджиева, как процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы, позволяющим индивиду стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественно-политических процессах, делать сознательный выбор в политике.

Как показывает анализ литературы, в современной науке не существует общепринятого представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Но этот же анализ, а также наши исследования позволяют с уверенностью говорить о том, что этот процесс, как и процесс социализации вообще, начинается еще в раннем детстве. Первичная политическая социализация имеет место в достаточно раннем возрасте, когда ребенок начинает понимать, что существует власть более высокая, чем власть родителей.

Анализ литературы обнаружил практически отсутствие каких-либо эмпирических исследований процесса и результата политической социализации личности в детском, в частности дошкольном возрасте. Однако если мы хотим получить более или менее полную картину формирования, развития личности на различных этапах жизненного пути, мы должны иметь представление и об особенностях ее политической социализации в детстве. Поэтому в настоящем исследовании мы и предприняли попытку рассмотреть особенности процесса политической социализации личности именно как политико-психологическую проблему.

Значительный вклад в исследование психического развития и развития личности в дошкольном возрасте внесли Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Леонтьев, Е.И. Мухина, А.В. Петровский, Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др. 

Придерживаясь точки зрения Л.С. Выготского и Е.О. Смирновой, к старшему дошкольному мы относим возраст ребенка от пяти до семи лет. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Поскольку мы говорим о политической социализации как об усвоении политической культуры, мы можем сказать, что этот процесс определяется когнитивными, нормативно-оценочными, эмоциональными и установочно-поведенческими элементами. Когнитивный компонент определяется устойчивыми стереотипами политического сознания. Нормативно-оценочный компонент представляет собой политические ценности, нормы, цели, идеалы.  Эмоциональный компонент отражает чувства и переживания социальных субъектов в связи с их участием в политических процессах. Установочно-поведенческий компонент характеризуется политическими установками и соответствующими стереотипами поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации.  

Важнейшим институтом социализации личности, и, в частности, политической социализации является дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Это обусловлено тем, что оно обеспечивает всестороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм и приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Именно ДОУ обеспечивает начальную стадию первичной социализации с овладением социальных навыков, освоением правил поведения в обществе, общением со сверстниками и взрослыми, овладением и выполнением общественных обязанностей, первичным пониманием значимости атрибутов государственной власти и гражданского поведения.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже обладает достаточным уровнем нравственного, умственного и эмоционального развития для того, чтобы начать составлять свои суждения и представления о мире, который его окружает. В этом периоде ребенок на основе знаний, полученных от родителей, сотрудников ДОУ, сверстников, формирует свое отношение, в том числе, и к Родине, к стране и т.д. При этом оно несет уже не только эмоциональный (нравится – не нравится), но и осознанный характер.

Теоретический анализ проблемы, изучение материалов эмпирических исследований, позволил сделать вывод о том, что процесс политической социализации личности в дошкольном (в частности, в старшем дошкольном) возрасте практически не изучен. Это и обусловило выбор нами темы исследования «Политическая социализация личности в старшем дошкольном возрасте».

Объект исследования – развитие личности в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: политическая социализации в старшем дошкольном возрасте.

Цель исследования: выявить особенности политической социализации детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: в процессе политической социализации в старшем дошкольном возрасте когнитивный компонент преобладает над эмоциональным.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили задачи нашего исследования:

1. Охарактеризовать политическую социализацию как политико-психологическую проблему.

2. Рассмотреть особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.

3. Охарактеризовать роль дошкольного образовательного учреждения как института политической социализации личности в дошкольном возрасте.

4. Провести эмпирическое исследование политической социализации в старшем  дошкольном возрасте.

Теоретико-методологической основой исследования стали работы Г.М. Андреевой, В.Л. Бозаджиева, Л.С. Выготского, Г.Г. Дилигенского, А.Г. Здравомыслова, Д.В. Ольшанского, А.В. Петровского, Е.Б. Шестопал, Д.Б. Эльконина, А.И. Юрьева и др.

Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 г. Челябинска» (МАДОУ № 18 г. Челябинска). Выборку испытуемых составили воспитанники детского сада в возрасте 5,5-7 лет. 

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования - анализ психологической, в частности, политико-психологической и социально-психологической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования: наблюдение, опросные методы. 

Для реализации цели и задач эмпирического исследования применялась методика, разработанная В.Л. Бозаджиевым, представляющая собой развернутый план индивидуальной беседы с ребенком с элементами игры. Вопросы беседы сформулированы таким образом, чтобы с учетом дошкольного возраста можно было выявить соотношение когнитивного и эмоционального компонентов включения  ребенка в политическую жизнь общества.

Практическая значимость работы заключается в попытке исследовать процесс политической социализации детей дошкольного возраста как политико-психологический феномен, а также в том, что данные, полученные в результате исследования, позволяют спрогнозировать и определить пути оптимизации процесса политической социализации в процессе обучения в школе и в более поздний период развития личности, и в дальнейшем сформировать политически активную личность, осознающую свою роль в политической системе российского общества.

...
...

Способы оплаты: