СОДЕРЖАНИЕ
Введение...4
Глава.I.Теоретические проблемы влияния малых форм фольклора на развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи...8
1.1.Малые формы фольклора в дошкольном воспитании...8
1.2.Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня...17
1.3.Малые формы фольклора как средство развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...25
Выводы по I главе...35
Глава.2.Экспериментальная работа по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...37
2.1.Организация и методика исследования состояния активного словарного запаса детей старшего дошкольного уровня детей с общим недоразвитием речи III уровня...37
Результаты обследования уровня развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...44
2.2.Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования малых форм фольклора...52
2.3.Оценка эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования малых форм фольклора...66
Результаты обследования уровня развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня66
Выводы по II главе...74
Заключение...75
Список использованной литературы...77
Приложение...80
Приложение.1...81
Приложение.2...82
Введение
Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной, атрибутивной лексики.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Актуальность темы исследования данной дипломной работы обусловлена тем, что одним из недостаточно изученных вопросов педагогики являются малые формы фольклора, которые в прошлом нашего общества имели большое значение. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.Т. Усова, Е.И.Тихеева и др.).
У детей велика потребность в познании, потребность открывать мир, природу. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают всё меньше обрядов, забывают песни, в том числе колыбельные. В наши дни это становится ещё актуальнее.
С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников, необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного возраста.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Вопросами формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи, занимались такие ученые, как Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Сазонова.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие выдающиеся ученые Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина. Однако проблема исследования словаря прилагательных детей с общим недоразвитием речи III уровня раскрыта недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение влияния малых форм фольклора на развитие активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: активный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: малые формы фольклора как средство развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать современную литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать систему методик для изучения уровня развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3.Подобрать и экспериментально апробировать комплекс мероприятий по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4.Провести сравнительный анализ результатов исследования и доказать эффективность предложенного комплекса мероприятий по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Если в процессе работы по развитию активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использовать формы фольклорного жанра, то овладение активным словарем в речи будет более успешным.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался набор научно-практических методов:
организационные: сравнительный, комплексный;
эмпирические: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), наблюдение, констатирующий эксперимент; метод диагностических заданий (тесты, беседы);
интерпретационные: анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 362 г. Челябинска.
Этапы работы:
Анализ литературы по проблеме;
Выявление уровня развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
Организация экспериментальной работы по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
Анализ эффективности работы по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Не нашли готовую?