Оглавление
Введение.
Глава 1. Современное состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе
1.1. Невроз - как патопсихологическая категория
1.2. Факторы социальной среды, ведущие к неврозу.
1.3. Проблема развития неврозов и детском возрасте.
Глава 2. Психологические особенности детей с неврозами
2.1. Описание объекта исследования и методы исследования. Анализ результатов.
2.2. Проверка эффективности коррекционной работы.
Заключение.
Библиографический список.
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ: для нашей эпохи характерно значительное увеличение нагрузок на психику. Волнения, переживания, неприятности - все это отражается на нервно - психической сфере, обуславливая перенапряжения, результатом чего могут явиться неврозы.
Нервно - психические расстройства портят жизнь самому ребенку, лишают его детских радостей, мешают его успехом в детском саду. Такой ребенок труден, порой непереносим в семье и детском саду, он мешает товарищам, часто дезорганизует детский коллектив. Не только обучение и воспитание такого ребенка, но даже общение с ним порой становится мучением для воспитателей и родителей.
Неизлечимые в детстве нервно-психические расстройства могут исказить судьбу ребенка, отразиться на всей его жизни.
Предупреждение в детстве легко осуществить, так как, во - первых, организм ребенка, и в частности, его нервно - психическая сфера, очень пластична и легко поддается воздействиям, а во - вторых, потому, что условия жизни ребенка, как правило, зависят от взрослых. Надо правильно понимать, каковы законы этих воздействий, помня, что одни эмоции и добрая воля не могут заменить знаний.
Родители и воспитатели нуждаются в понимании причин развития нервно-психических расстройств у детей, так как без этого не может быть ни предупреждения, ни их преодоления.
Поэтому ЦЕЛЬЮ данной дипломной работы является: выявление психолого-педагогических условий преодоления детских неврозов.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети с отклонениями в личностном развитии.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологические особенности детей с неврозами.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Изучение проблемы неврозов в современной психолого-педагогической литературе.
2.Диагностика отклонений в личностном развитии детей дошкольного возраста.
3.Анализ результатов исследования, выявление причин неврозов, личностные особенности детей с неврозами.
4.Разработка системы тренингов: игр, упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления детских неврозов.
5.Разработка психолого-педагогических рекомендаций.
ГИПОТЕЗА:неблагоприятные семейные отношения, взаимоотношения со сверстниками и самооценка ребенка, являются одними из причин возникновения неврозов. Возможно позитивное изменение детей с неврозами, достигнутое с помощью психолого-педагогических методой.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Методика «Лесенка» (Якобсона). Для определения, как ребенок оценивает себя, и как его оценивают родители.
2.Методика «Социометрия» (Дж. Морено). Диагностика эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, составление объективной картины позиции детей в группе.
3.Проективный рисуночный тест «Моя семья». Диагностика внутрисемейных отношений.
4.Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (Эдеймиллер). Определение характера семейного воспитания и причин его нарушения.
5.Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное».
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
В работе выявлены психолого-педагогические условия для преодоления детских неврозов и изучены причины нервно-психических расстройств в дошкольном возрасте.
Практическая значимость поведения ребенка и структуру его личности.
Создана психокоррекционная программа, направленная на позитивные изменения психологических свойств и поведения детей с невротическими расстройствами.
В работе представлены психолого-педагогические рекомендации, тренинги, игры, упражнения, которые эффективны в работе с детьми с нервно-психическими расстройствами.
Не нашли готовую?