Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Использование инновационных форм учебных занятий как средство активизации учебно - познавательной деятельности будущих технологов

Артикул:  12103
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые дипломные работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  86  стр.
Стоимость:  3000   руб.

Краткое описание


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ  УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ...12

1.1.Определение понятий «учебно-познавательная деятельность», «активизация учебно-познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе...12

1.2.Дидактические основы активизации познавательной деятельности обучающихся…20

1.3.Анализ инновационных форм организации  учебных занятий...26

Выводы по главе 1...43

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ...45

2.1.Измерение первоначальных уровней активизации учебно-познавательной деятельности будущих технологов…45

2.2. Организация и методика проведения занятий в инновационной форме как средства активизации учебно-познавательной деятельности будущих технологов...53

2.3.Анализ результатов эксперимента…71

Выводы по главе 2…73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…75

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...76

ПРИЛОЖЕНИЯ…80

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении длительного времени профессиональное образование накопило достаточно большой опыт обучения подростков. Многие педагоги исследовали формы обучения. Таким образом, сложились различные точки зрения на понятие и эффективность применения различных форм процесса обучения. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования студентов.  

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план инновационные подходы к организации процесса обучения в современном профессиональном образовательном учреждении. Содержание образования составляет систему компетентностей, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

Вопрос активизации учебной деятельности личности в процессе обучения имеет такую же давнюю историю, как и само обучение. Одним из первых сторонников активного обучения был Я.А.Коменский, который уже в XVII веке призывал «учить детей мыслить» [24, с. 7].

Идею активизации учебной деятельности с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов проповедовали в начале XIX века такие выдающиеся педагоги, как И.Г.Песталоцци и А.Дистервег. Дистервег писал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами и напряжением [34, с. 12].

В отечественной литературе имеется немало работ, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы активизации учения. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б. Г. Ананьева, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина, К.А. Славской, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Шардакова, Д.Б. Эльконина и других.

Значительный вклад в раскрытие проблемы в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и другие.

Советские дидакты исследовали отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения. Одним действенных средств активизации познавательной деятельности студентов они считают самостоятельную работу. Этой проблеме посвящены труды А.В. Даринского, Б.П. Есипова, М.П. Кашина, О.А. Нильсона, Р.Б. Сроды, П.И. Пидкасистого и других. В последние годы внимание многих дидактов было сосредоточено на исследовании проблемы познавательной самостоятельности обучающихся. Ее разработке посвящены труды Д.В. Вилькеева, М.А.Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.А. Половниковой.

При всей несомненной значимости данных исследований необходимо отметить, что они во многом носят теоретико-методологический характер, в то время как практика работы современного образовательного учреждения испытывает острую потребность в конкретных технологиях активизации учебной деятельности личности.

При безусловном факте применения многими педагогами отдельных творческих заданий, являющихся в основном средством диагностики уже сформированных способностей студентов, проблема разработки и типологии заданий, направленных на активизацию познания исследована явно недостаточно. В результате этого целый ряд проблем, связанных с развитием познавательной активности личности, остается недостаточно разработанным. В их числе: 

отсутствие системности в видении самой проблемы активизации учебной деятельности; 

неполное раскрытие механизмов ее становления и развития; 

отсутствие критериев оценки уровней сформированности интереса к познавательной деятельности на различных этапах становления обучаемого; 

не разработанность психолого-педагогических условий и средств развития творческой самостоятельности личности; 

отсутствие концепций и механизмов системной реализации выше названных условий и средств. 

Одним из таких средств и является организация занятий с помощью инновационных форм обучения.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий преподаватели все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности педагога реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

В.А. Сластёнин пишет: «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и обучающегося» [9, c.73].

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью активизации учебно-познавательной деятельности студентов при помощи инновационных форм и методов обучения и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике среднего профессионального образования.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

потребностью современного общества в специалистах с развитой учебно-познавательной деятельностью, способных эффективно осуществлять свою трудовую деятельность, и стереотипностью существующей системы профессиональной подготовки студентов техникума;

наличием достаточно большого количества научных теорий по вопросам подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного развития учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

С учетом этого была сформулирована проблема исследования, которая заключается в раскрытии сущности, структуры процесса активизации учебно-познавательной деятельности  будущих технологов и условий успешности данного процесса.

Актуальность проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы. 

Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование и реализация предложенных инновационных форм организации учебных занятий как средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов, а также экспериментальная проверка их эффективности.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов техникума.

В качестве предмета исследования выступает процесс активизации учебно-познавательной деятельности будущих технологов.

Гипотеза исследования: активизация учебно-познавательной деятельности технологов в процессе профессиональной подготовки будет наиболее эффективна, если на учебных занятиях используются инновационные формы обучения. 

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1.осуществить теоретический анализ психолого-педагогической  и методической литературы по проблеме исследования;

2.уточнить сущность, содержание и структурные компоненты понятия “учебно-познавательная деятельность” и выявить пути ее активизации;

3.разработать уроки в нетрадиционной форме;

4.экспериментально проверить эффективность использования разработанных уроков как средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов, обучающихся по профессии «Повар, кондитер».

В ходе исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались научно-исследовательские методы:

1.теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

2.эмпирические – наблюдение, опрос, беседа, экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс, обобщение опыта собственной практической работы; анкетирование, методы оценивания; анализ творческих работ учащихся;  сравнительных анализ полученных результатов экспериментальных групп с результатами контрольной; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Южноуральского энергетического техникума, Политехнического отделения, со студентами, обучающимися по профессии «Повар, кондитер».

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования – поисково-теоретическом – проводился анализ  психолого-педагогической литературы, в том числе диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования; формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследовательской работы, выявление и обоснование инновационных форм организации учебных занятий, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Ведущие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по рассматриваемой проблеме, анализ учебных планов, государственного образовательного стандарта, наблюдение.

На втором этапе – экспериментальном – определялись критерии и показатели уровня активности учебно-познавательной деятельности студентов; проводился констатирующий эксперимент; проводился формирующий эксперимент – проверялась эффективность предложенных инновационных форм организации занятий, как средства развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Основными методами исследования являлись: диагностирование (анкетирование), наблюдение (прямое и косвенное).

На третьем этапе экспериментального исследования – заключительно -оценочном – проводилась обработка, анализ и систематизация полученных теоретико-экспериментальных результатов исследования; определялась практическая значимость, формулировались основные теоретические выводы, оформлялась квалификационная работа. Методы исследования: анализ результатов и продуктов деятельности, методы математической статистики.

Структура квалификационной работы: работа состоит из аннотации, содержания, введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

...
...

Способы оплаты: