Содержание
Введение…3
1 глава.Теоретические аспекты особенностей готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1.1.Понятие мотивационной готовности к обучению в школе…7
1.2.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР….10
1.3.Особенности формирования готовности к обучению в школе…20
2 глава. Исследование мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР
2.1.Описание выборки и методик исследования…38
2.2.Организация исследования…44
2.3.Результаты исследования…44
3 глава. Программа по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР
3.1.Основные направления программы…48
3.2.Содержание программы….50
3.3.Анализ результатов коррекционной работы…51
Заключение…59
Список литературы…62
Приложение…66
Введение
Актуальность исследования. В современном мире стремительно повышается роль личностных характеристик в школьном обучении. Требования жизни, которые сейчас очень велики, заставляют открывать новые психолого-педагогические подходы, которые окажутся более эффективными и будут нацелены на ориентировку методов на современные требования жизни.
К сожалению, на сегодняшний день все больше детей имеют нарушения в развитии. Такие дети отличаются от нормальных детей. Следовательно, и подготовка этих детей к школе должны отличаться от подготовки остальных детей.
Этот аспект придает проблеме подготовки детей к обучению в школе новое, особое значение. Ее решение связано с определением целей и принципов, на которых будет основана организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. Так же от решения этой проблемы зависит то, как успешно будет проходить дальнейшее обучение детей с при поступлении в школу.
Изначально исследованием подготовки детей к обучению в школе занимался психолог-академик А. В. Запорожец. Вместе с ним результаты работы периодически обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они считали, что детям необходимо сохранить детство до максимально возможного возраста, вследствие чего переход от дошкольного к младшему школьному возрасту должен происходить наименее безболезненно.
Подготовка детей к школе является многогранной задачей, которая охватывает практически все сферы жизни ребенка. Существует три подхода решения проблемы готовности детей к обучению в школе. Первый подход включает в себя все исследования, которые направлены на формирование умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Второй подход базируется на утверждении о том, что ребенок, который поступает в школу, должен обладать определенным уровнем познавательных процессов, должен быть готов к изменению социальной позиции, иметь желание обучаться. Суть третьего подхода состоит в изучении умений ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Л.Роман, Е.Е. Кравцова и другие. Проблемами диагностирования детей поступающих в школу занимались А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Ельконин и другие. В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы и федеральные государственные образовательные стандарты.
Объект исследования: готовность детей с ЗПР к школе.
Предмет исследования: особенности мотивационной готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Цель исследования: выявить особенности мотивационной готовности детей с ЗПР к обучению в школе и разработать коррекционную работу для повышения уровня мотивационной готовности.
Гипотеза исследования – при своевременно проведенной коррекционной работе, направленной на повышение уровня мотивационной готовности у детей с ЗПР возможно повышение готовности к обучению в школе.
Задачи исследование:
1.Рассмотреть сущность понятия «мотивационная готовность»;
2.Выявить особенности мотивационной готовности детей с ЗПР;
3.Разработать и апробировать программу подготовки детей с ЗПР к школе.
Методологическую основу исследования: составили
- концепция готовности детей к обучению в школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Керн);
- подходы к изучению мотивационной готовности к обучению к школе (А. Л. Венгер, И. В. Дубровина, Н. И. Гуткина).
Методы исследования:
- теоретические: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: тестирование, беседа, педагогический эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы математической статистики.
Методики исследования:
1.Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.
2.Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
- G-критерий знаков и Т-критерий Вилкоксона, предназначенные для того, чтобы установить общее направление сдвигов исследуемого признака и их интенсивность. База исследования: исследование проводилось в МДОУ .
Выборка исследования: группа детей с ЗПР в количестве 30 человек – констатирующий этап. Контрольный этап: 2 группы по 15 человек (экспериментальная и контрольная).
Теоретическая значимость исследования:
- Данное исследование раскрывает понятие мотивационной готовности старших школьников к обучению в школе.
- В исследовании представлен обобщенный материал о подготовке детей к школе.
Практическая значимость исследования:
- Данное исследование определяет эффективность применения коррекционных программ к старшим дошкольникам с ЗПР с целью формирования мотивационной готовности к обучению в школе.
- Составленная программа подготовки детей к обучению в школе может быть полезна педагогам и родителям дошкольников.
Структура исследования: включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Не нашли готовую?