Содержание
Введение…3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в рисовании.
1.1.Состояние проблемы формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях...7
1.2.Закономерности формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в рисовании…18
1.3.Условия формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании...27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.Выявление уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в рисовании…37
2.2.Формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании...53
2.3.Выявление динамики формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании…63
Заключение…64
Литература…65
Введение
Изобразительная деятельность ? художественно - творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.
Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций, таких как анализа, сравнения, синтеза, обобщения, что очень важно для дошкольника.
Анализируя структуру изобрази¬тельной деятельности, Казакова Т.Г. выделяет три основных компонента: вос¬приятие, исполнительство и твор¬чество, — которые она рассматривает в тесной взаимосвязи, так как они явля¬ются фундаментом продуктивной изобразительной деятельности. Толь¬ко при разумном сочетании всех трех компонентов происходит художе¬ственное развитие ребенка.
Рисование, как часть изобразительной деятельности занимает большое место в жизни ребёнка, оно для него, по мнению Сухомлинского В.А.,- средство познания мира, самопознания и самовыражения.
Уже с раннего возраста, по содержанию замысла детский рисунок становится сюжетным.
Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Но ему ещё многое нужно освоить - например, доступные приёмы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трёхмерном пространстве.
Эти приёмы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет, но они являются незаменимыми в обучении дошкольников.
Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребёнком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На основе обобщения исследований (Сакулина Н.П., Флёрина Е.А., Комарова Т.С.), Григорьева Г.Г. определяет, что содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Главной задачей в сюжетно-тематическом рисовании является обучение доступным приёмам и средствам создания простейших композиций.
На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе. Этот творческий процесс не ограничивается рамками занятия.
Для создания сюжетного рисунка ребёнку необходимы определённые композиционные умения и навыки.
По мнению Мижерикова В.А., умения - это элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством, точно и правильно выполнять какое-либо действие или операцию.
Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками, но в целом умения представляют собой не полностью доведённые до автоматизма действия и операции, поэтому их выполнение необходимо сознательно контролировать.
Навыки - это полностью автоматизированные умения или их компоненты, выполняемые быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка осуществляется по внутренне-контролируемой программе на бессознательном уровне.
Многими исследованиями (Г.А. Подкурганной, Ю.А. Полуянова, В.А. Езикеевой, Н. Стреляновой) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств (линия, форма, цвет, композиция), используемых художником в живописи, графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Изображение ребенок создает по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка. Хотя образ в рисунке бывает примитивным, он близок ребенку и воспринимается им как «живой».
Главную роль в сюжетном рисовании, по мнению исследователей, играет освоение дошкольниками общего способа создания художественной формы — композиционными умениями.
Формирование композиционных умений - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Эту проблему создаёт недостаточное внимание педагогов к основам композиции и развитию композиционных умений.
Проблема формирования композиционных умений мало отражена в научно-методической литературе. Не конкретизировано содержание воспитательно-образовательной работы по формированию композиционных умений в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проблема формирования композиционных умений у детей дошкольного возраста нуждается в описании условий для овладения умениями и создания предметно-изобразительной развивающей среды, способствующей их формированию.
В выпускной квалификационной работе предпринималась попытка в ходе опытно-экспериментальной работы выделить наиболее эффективные педагогические условия формирования композиционных умений в сюжетно-тематическом рисовании и описать их.
Объект исследования: освоение композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и апробировать эффективность педагогических условий формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования.
Реализация основной цели возможна при условии последова¬тельного решения следующих задач:
1.На основе анализа искусствоведческой, психолого – педагогической, методической литературы определить педагогические условия формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2.Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3.Организовать опытно – экспериментальную работу и проверить эффективность педагогических условий для формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании.
4.Выявить динамику формирования композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и задач исследования можно определить методы последующей работы:
1.Теоретический анализ научной литературы.
2.Педагогический эксперимент.
3.Анализ продуктов детской деятельности (рисунков).
5.Математические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №77 города Тулы в подготовительной группе.
Не нашли готовую?