ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...33
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ…8
1.1.Сущность понятий «девиантное поведение», «девиантное поведение подростков», «возможные способы коррекции девиантного поведения у подростков»…8
1.2.Использование инструментов арт-терапии для коррекции девиантного поведения у подростков: арт-терепия, разновидности арт-терапии, наиболее действенные инструменты применения арт-терапии для коррекции девиантного поведения у подростков...24
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ...46
2.1.Исследование склонности к девиантному поведению подростков в образовательной организации, анализ результатов
2.2.Программа по использованию арт-терапии для коррекции девиантного поведения подростков в образовательной организации...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…64
ПРИЛОЖЕНИЕ...67
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной аттестационной работы обусловлена рядом следующих объективно существующих обстоятельств.
Содержание современных нормативно – правовых документов и инструктивно-методических материалов, сформированных на уровне государства и органов управления в сфере общего образования, выражает потребность повышения квалификации всех субъектов учебно-воспитательного процесса как фактор улучшения развития личности ребенка и подтверждает важность темы данной итоговой работы. К таким документам и материалам государственного уровня мы относим, прежде всего: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральную целевую программу развития образования в РФ на 2016–2020 г., нормативно–правовые документы федерального и регионального уровня.
По оценкам многих специалистов, важным явлением в жизни отечественного образования в последние годы стало принятие нового Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он задал хороший темп системному развитию сферы образования.
Обязательные современные требования перед педагогами образовательного учреждения ставит профессиональный стандарт
«Портрет выпускника основной школы»
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
Это положительный портрет подростка-выпускника основной школы, но с какими, же проблемами мы сталкиваемся сегодня.
В условиях радикальных перемен, охватывающих все стороны жизни общества, наряду с позитивными преобразованиями, стимулирующими совершенствование многих сфер деятельности человека, усиливается и ряд негативных тенденций: социально-экономическая нестабильность, безработица, падение уровня жизни многих людей, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, резкое снижение востребованности общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, сложная криминальная обстановка, ослабление деятельности социальных институтов, призванных заниматься воспитанием, и пр. Сложившаяся социокультурная ситуация обусловливает рост таких неблагоприятных явлений, как алкоголизм и наркомания, нравственная деградация, омоложение преступности и пр. Наиболее чувствительным к социальным и психологическим катаклизмам оказывается именно подростковый возраст. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых правонарушений и преступности.
Отношения педагогов с трудными подростками нередко сводятся к запретительным, даже карательным мерам воздействия, которые не только не устраняют причин отклоняющегося поведения, но, напротив, способствуют развитию у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным поведенческим актам и формам поведения. Имеют место факты самовольного прекращения подростками посещения школы, исключения их за грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения, совершение противоправных действий и пр. Дети все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма.
Понятие «девиантное поведение» довольно широко используется в социологической, криминологической, психологической и педагогической литературе наравне с целым рядом аналогов: поведение «отклоняющееся», «паталогическое», «асоциальное», «деликвентное» и пр. При этом одни ученые считают приведенные термины синонимичными, другие вкладывают в них различный смысл. Данное обстоятельство требует уточнения терминологии и содержания вышеупомянутых понятий. На основе анализа существующих концепций феномен девиантного поведения понимается нами как система поступков или отдельные поступки психически здорового индивида, не соответствующие или противоречащие нормам и правилам, существующим в данном социуме на определенном этапе его развития.
Актуальность проблемы предупреждения отклоняющегося поведения школьников определяется противоречием между педагогической коррекций — ее содержанием, формами, методами и сущностью психологических механизмов девиантного поведения.
Вышеперечисленные обстоятельства позволяют считать изучение взаимосвязи девиантного поведения и условий обучения подростка в современной общеобразовательной школе актуальной и значимой проблемой.
Всё вышесказанное позволяет выделить противоречие. С одной стороны требуются высоконравственные школьники, демонстрирующие ценностные установки, с другой стороны педагоги не всегда умеют использовать адекватные средства, в том числе арт-терапию, для коррекции девиантного поведения подростков.
Проблема исследования: Как использовать арт-терапию для коррекции девиантного поведения подростков?
Тема исследования – Арт-терапия как средство коррекции девиантного поведения у подростков.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения подростков.
Предмет исследования: Арт-терапия как средство коррекции девиантного поведения подростков ¬ школьников.
Цель исследования: разработать и апробировать программу коррекции девиантного поведения подростков средствами арт-терапии.
Гипотеза итоговой аттестационной работы является утверждение о том, что арт-терапия эффективно работает как коррекция девиантного поведения школьников-подростков.
Из гипотезы вытекают задачи, а именно:
– изучить литературу по проблеме и определить понятие «девиантное поведение»;
– рассмотреть способы коррекции девиантного поведения учеников;
– проанализировать ресурсные возможности арт-терапии для коррекции девиантного поведения подростков;
– исследовать актуальный уровень проявления девиаций у учащихся.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы, опрос (анкетирование, тестирование), методы математической обработки данных, проектирование.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа №13.
Этапы исследования:
Первый этап: Начальный (февраль 2018 г) поисковый, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, цели, предмет, объект, задачи, гипотезы исследования, констатирующее исследование, анкетирование и диагностика педагогов и подростков.
Второй этап (март 2018 г.) опытно–экспериментальный, в ходе которого разрабатывается и внедряется коррекция девиантного поведения подростков средствами арт-терапии в образовательном учреждении.
Третий этап (апрель 2018 г.) – обобщающий: подведение и описание результатов, определение путей дальнейшей работы.
Новизна работы состоит в том, что впервые в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средняя образовательная школа №13 был разработана программа коррекции девиантного поведения подростков средствами арт-терапии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что программа коррекции девиантного поведения подростков средствами арт–терапии образовательного учреждения можно использовать в других образовательных учреждениях.
Структура итоговой аттестационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой и цитируемой литературы.
Не нашли готовую?