Содержание
Введение
1 глава
Теоретические подходы к исследованию ответственности
1.1.Представление о беспомощности в современной психологии.
1.2.Исследование ответственности в зарубежной и отечественной психологии.
1.3.Проблема ответственности у подростков.
2 глава
Исследование ответственности у подростков с личной беспомощностью (НЕ РАЗРАБОТАНА).
2.1.Организация исследования.
2.2.Методы исследования.
2.3.Результаты исследования ответственности у подростков с личной беспомощностью.
Заключение.
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена изменениями, произошедшими в обществе в последние годы.
Речь идет не только о том, что исчезли многие, характерные для тоталитарного общества внешние рычаги управления и ориентиры поведения людей с личной беспомощностью, но также и о том, что перспектива установления в нашей стране новых общественных отношений, рыночной экономики, конкуренции зачастую приводят к деформациям в личностном развитии даже уже сложившихся взрослых людей. Это свидетельствует о неумении использовать собственные конструктивные ресурсы для противостояния давлению общества и формирования «пространства личной свободы». Поэтому наиболее важной и актуальной оказывается ориентация на развитие способности человека осознавать и строить свои способы действия в различных жизненных ситуациях, становиться автором собственной жизни. Важнейшей из таких «способностей», внутренним условием организации жизнедеятельности человека, регулятором его жизненных выборов, дел и целей является, с нашей точки зрения, ответственность. Причем, лишь в том случае, если личность принимает на себя ответственность по собственной воле и инициативе, т.е. становится субъектом ответственного поведения.
Научный интерес к проблеме ответственности в последнее время растет. Появились специальные работы, направленные на изучение проблемы ответственности у подростков. Среди наиболее важных для нас следует назвать исследование проблемы ответственности у подростков с личной беспомощностью.
Предпосылки зарождения представлений о феномене беспомощности были заложены в России великим отечественным физиологом И.П. Павловым. Однако впервые обнаружить феномен выученной беспомощности удалось М. Селигману с коллегами (С. Майером и Б. Овермэйером) в лаборатории Пенсильванского университета.
Дальнейшее развитие теории беспомощности также происходило в зарубежной психологии (Л. Абрамсон, Л. Аллой, М. Висинтайнер, К. Двек, Э. Динер, Г. Металски, К. Петерсон, А. Стоун, Дж. Тисдейл, Д. Хирото, Х. Хекхаузен). Теория в своем развитии переживала много трансформаций: зародившись в рамках классического бихевиоризма, в дальнейшем она была переформулирована в традиции когнитивно-бихевиорального подхода, далее произошла трансформация понимания феномена беспомощности в русле теоретико-атрибутивного подхода, далее М. Селигманом был перенесен акцент с выученной беспомощности на выученный оптимизм и на современном этапе в зарубежной психологии актуальность приобретает изучение позитивных психологических феноменов в противоположность изучению беспомощности (М. Аржил, Дж. Вейлант, Э. Динер, Д. Канеман, М. Чиксентмихали, Н. Шворц).
В России изучение беспомощности начинается лишь в 90-х гг. Наблюдаются разрозненные, локальные исследования данного феномена, его составляющих (например, атрибутивного стиля), а также вопросов профилактики и коррекции выученной беспомощности - тенденция, сходная с зарубежной психологией (Н.А. Батурин, Т.О. Гордеева, И.В. Девятовская, М.М. Далгатов, Н.Т. Магомедова, В.С. Ротенберг, В.Г. Ромек). Выполняются исследования позитивных конструктов личности, которые повышают толерантность к негативным образованиям типа феномена беспомощности (активная жизненная позиция (В.С. Ротенберг, И.С. Коростелева и др.), уверенность в себе (В. Ромек), компетентность (Е. Вахромов), личностный потенциал (Д.А. Леонтьев), жизнеспособность (Е.А. Рыльская), оптимизм (Т.О. Гордеева)).
Ответственность является главным условием конструктивной деятельности, активности субъекта, а следовательно, и его постоянного развития. И наоборот, любые защитные действия (уход, отрицание проблем, агрессия) чаще всего связаны с попытками снять с себя личную ответственность за происходящее.
Подростки с личной беспомощностью являются наиболее восприимчивой частью общества. Они обостренно чувствуют, «проживают на себе» многие социальные неудачи и их последствия. Впервые пытаясь выступить в качестве субъекта «взрослого мира», подростки «примеряют» к себе различные социальные роли, пробуют себя в конкретных жизненных обстоятельствах. Они находятся в постоянном поиске нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Эти поиски, «пробы» и выборы нередко закрепляются как привычные поведенческие стереотипы или черты личности, сохраняясь и проявляясь затем в течение всей жизни.
Подростковый возраст таких подростков является критическим с точки зрения становления личности. На его протяжении должны сформироваться сложные механизмы, знаменующие переход от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации. «Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром» [27, с.35].
В свете вышеизложенного развитие у подростков с личной беспомощностью инициативы, самостоятельности, ответственности, субъектности, способности активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности становится одной из важнейших задач психологов, педагогов, родителей.
Цель работы – исследовать особенности ответственности у подростков с личностной беспомощностью.
Объект исследования – ответственность.
Предмет исследования – ответственность у подростков с личностной беспомощностью.
Гипотеза исследования – подростки с личностной беспомощностью проявляют более низкий уровень ответственности по различным ее аспектам.
Задачи исследования:
1.Подобрать методики исследования.
2.Провести исследование уровня личностной беспомощности у подростков.
3.Выявить подростков с высоким уровнем личностной беспомощности и самостоятельности.
4.Изучить уровень ответственности по различным аспектам у подростков с высоким уровнем личностной беспомощности и высоким уровнем самостоятельности.
5.Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач были определены этапы исследования:
1 этап: поисковый, март-апрель 2013 года. Данный этап включил в себя изучение и анализ литературных источников, определение цели, задач, выдвижение рабочих гипотез исследования, разработку исследовательской концепции, подбор методик диагностики личностной беспомощности подростков, а также методик диагностики ответственности подростков.
2 этап: практический, апрель-май 2013 года. Данный этап включил проведение диагностики уровня личностной беспомощности подростков. На основе результатов, полученных на данном этапе исследования, были сформированы экспериментальные группы испытуемых.
3 этап: практический, сентябрь-ноябрь 2013 года.На данном этапе исследования была проведена диагностика ответственности подростков с высоким уровнем личностной беспомощности и с высоким уровнем самостоятельности.
4 этап: обобщающий, ноябрь-декабрь 2013 года. На данном этапе осуществлялся анализ результатов экспериментального исследования особенностей ответственности у подростков с личностной беспомощностью. Проводилась оценка результатов исследования с помощью методов математической обработки данных.
База исследования - для изучения ответственности у подростков с личностной беспомощностью было проведено исследование в три этапа: 1) изучение и анализ литературы по проблеме, определение целей и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез исследования, разработка исследовательской концепции. 2) выявление подростков с личностной беспомощностью. 3)выявление особенностей ответственности у подростков с личностной беспомощностью в котором участвовало 166 учащихся МОУ № 14 г. Челябинска, МОУ № 1 г. Коркино, 6-9 классов в возрасте 12-15 лет. Из них было выявлено 28 человек с признаками личностной беспомощности и 34 человека с признаками самостоятельности. 34 подростка, из них 17 мальчиков и 17 девочек. В группе беспомощных вошли 28 подростков, из которых 16 девочек и 12 мальчиков.
Методы исследования - для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие методы: а) выявление личностной беспомощности, б) выявление уровня ответственности.
1.Методика «ОСАД»- выявления атрибутивного стиля.(приписывания обстоятельств событий) Селигман.
2.Методика «Диагностика особенностей самооценки» Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан.(самооценка и уровень притязаний)
3.Методика «Шкала депрессии» Т.И. Балашова.(выявление уровня депрессии)
4.Методика «Личностная шкала проявления тревоги» Тейлора в адаптации Т.А.Немчинова.(уровень тревоги)
5.Методика «Ответственность» Прядеина В.П.(измерение уровня ответственности)
Новизна и теоретическая значимость заключаются в следующем:
- было проведено комплексное исследование ответственности у подростков с личностной беспомощностью;
- выявлены уровни ответственности подростков с личностной беспомощностью и описано психологическое содержание каждого из этих уровней ответственности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебных курсах по психологии развития и психологии личности, в практике консультирования для понимания причин разного рода деструктивного поведения у подростков, а также для разработки программ тренингов развития ответственности у подростков с личной беспомощностью.
Структура дипломной работы соответствует логике проведенного исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию (67 наименований), приложения. Основное содержание изложено на страницах, включает в себя таблиц, рисунков.
2 глава (практическая) - не разработана, поэтому только на заказ!!!
Не нашли готовую?