Содержание
Введение...3
Глава 1.Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников...8
1.1.Сущность понятия «читательские интересы» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников...8
1.2.Современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников...18
1.3.Приемы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников...25
Глава 2.Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников читательского интереса на уроках литературного чтения..41
2.1.Выявление начального уровня сформированности читательского интереса у младших школьников...41
2.2.Реализация приемов, способствующих формированию читательского интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения...53
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у учащихся опытно-экспериментального класса...60
Заключение...69
Список литературы...72
Приложения...79
Введение
Актуальность темы исследования. В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения Е.И. Голубевой [13], Н.Н. Сметанниковой [59], В.П. Чудиновой [72] говорить о «недетских проблемах детского чтения», о смене модели чтения. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы «для души». Ученые охарактеризовали восприятие текста современным школьником как мозаично-клиповое, требующее постоянной смены декораций, что затрудняет освоение многостраничного печатного текста. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня [17].
Читательская грамотность учеников российских школ, которая трактуется как способность понимать тексты, связывать их с жизненным контекстом, вычленять из текста необходимую информацию, имеет крайне невысокие показатели: согласно международным исследованиям PISA-2009 российские школьники продемонстрировали результаты, соответствующие второму уровню из пяти возможных, то есть проявили умение ориентироваться лишь в элементарных житейских ситуациях, требующих опоры на текст.
С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно[66, c.15-16]. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.
Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Не случайно серьёзное внимание развитию и воспитанию читательского интереса младших школьников уделяется в ФГОС НОО.
Вопрос об интересе к чтению детей в практике обучения остается открытым. Дети по-прежнему не овладевают в первом классе основами типа правильной читательской деятельности, что значительно снижает и уровень их литературного развития. В связи с этим интерес к чтению у школьников вместо того, чтобы развиваться, уже в первом классе начинает угасать, а к четвертому классу почти полностью пропадает. Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации.
Формирование читательского интереса привлекает внимание многих ученых. Однако, учитывая, что для эффективной работы по данной проблеме необходимо определить реальные учебные возможности обучающихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания, вопрос о педагогических условиях формирования читательского интереса рассмотрен недостаточно. Отсюда возникает проблема: при формировании читательского интереса необходимо учитывать определённые педагогические условия.
Объект исследования: формирование основ читательской самостоятельности на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические приемы, обеспечивающие целенаправленное последовательное формирование и развитие читательского интереса у младших школьников.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: определить и обосновать педагогические приемы, обеспечивающие целенаправленное последовательное формирование и развитие читательского интереса у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «читательский интерес» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников.
2.Охарактеризовать современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников.
3.Обосновать выбор приемов эффективного формирования читательского интереса у младших школьников.
4.Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность приемов формирования читательского интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: формированию у младших школьников читательского будет способствовать такая организация уроков литературного чтения при которой:
- учитываются индивидуальные интересы и творческие возможности учащихся начальной школы;
- расширяется круг чтения младших школьников;
- систематически используются в учебно-воспитательном процессе разные работы деятельности на уроках литературного чтения.
Методы исследования: в ходе работы использовался комплекс взаимо дополняемых методов исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседа, опытно - экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов.
Методологическая основа исследования: труды К.Д.Ушинского, В.П. Вахтерова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.И.Омороковой, Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.
Теоретическая значимость:
1.Систематизация материалов по проблеме исследования.
2.Определение рабочих понятий опытно – поисковой работы, уточнение понятия «читательский интерес».
3.Уточнение и дополнение обще педагогических представлений о формировании и развитии читательского интереса обучающихся современной начальной школы.
4.Разработка содержания исследования.
Практическая значимость и новизна заключается:
- в определении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих формирование читательского интереса младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
- в разработке критериально - диагностического обеспечения процесса развития читательского интереса, позволяющего проследить динамику приобщения младших школьников к осознанному выбору литературных произведений определённых жанров, тематики;
- в разработке рекомендаций для родителей, учителей начальных классов;
- в составлении анкет по диагностике уровня сформированности читательского интереса младших школьников.
Этапы исследования:
- I этап исследования предусматривает: теоретические аспекты проблемы изучения психолого-педагогических условий формирования читательского интереса детей младшего школьного возраста, определение исходного уровня сформированности читательского интереса у обучающихся экспериментального и контрольного классов;
- II этап – составление примерной программы опытно-педагогической работы, уточнение основных понятийных категорий по изучению проблемы;
- III этап – реализация эксперимента на практике, определение результативности проведённой опытно-педагогической работы.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 76 наименований. Общий объем составляет 72 страницы.
Не нашли готовую?