ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . 6
1 КОНЦЕПЦУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ПРЕСТУПНОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие насилия над детьми в современном обществе. 9
1.2 Причины и условия насилия в отношении детей. 15
2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНЫМ НАСИЛИЕМ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
2.1 Основные направления предупреждения насильственных преступлений в отношении детей.37
2.2 Российский и зарубежный опыт борьбы с насилием в отношении детей. .41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .59
УКАЗАТЕЛЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ . 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .63
Законодательно-нормативные документы .63
Книги и статьи . 63
Internet-источники . 65
ВВЕДЕНИЕ
Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в истории общественной мысли, особенно в ХХI веке занимает особое место: две мировые войны, многочисленные этнические и социальные конфликты, терроризм, массовая культура – все это способствовало легитимации и культу насилия в общественном сознании.
А.А. Гусейнов характеризует насилие как внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие. Насилие возросло как на уровне государства, так и на уровне индивидуального поведения. Рост насилия вызван социально-экономической ситуаций в стране, резким падением общественных нравов, общественной дисциплины и рядя других факторов. В результате все более глубокого проникновения насилия в жизнь семьи разрушается нравственность, теряется связь поколений, лучшие традиции семейного воспитания, растет детская безнадзорность и беспризорность, формируется уверенность в безнаказанности насилия.
Идея ненасилия универсальна. Она присуща всем религиям и культурам, определяющим духовное и культурное многообразие современного мира. Идея ненасилия возникла еще в эпоху древности. Она обнаруживается в любой религиозной и философско-этической системе. В трудах таких ученых, как Г.Торо, Э. Балу, Л.Н. Толстой, М.Ганди, М.-Л.Кинг, Н.К.Рерих, А.Швейцер и др. Говорится о том, что ненасилие является единственным средством, способным искоренить зло насилия и порождающее с тем горе людей. Сегодня идея ненасилия стала предметом исследования философов А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, Е.Д. Мелешко, А.Б. Грамолина, педагога В.А. Ситарова, психолога В.Г. Маралова и др.
Решение проблемы насилия в семье и обществе напрямую зависит от степени осознания обществом глубины этой проблемы, ее последствий, выражающихся, прежде всего, в эскалации насилия: «насилие порождает насилие». Поэтому постановка проблемы насилия в семье, формирование теоретической базы, достоверной статистики, анализ причин применения насилия, степени распространенности, видов насилия - это первый шаг к ее разрешению.
Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.
По вине взрослых дети оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством.
Ранее многие виды насилия в быту были узаконены, т.к. мужчина как глава семьи обладал широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи. Объектом серьезного изучения жестокое обращение с детьми в современном мире стало после того как американский врач С. Кемп и его сотрудники в 1962 г., обнаружив случаи насилия над детьми, описали «синдром избиваемого ребенка».
В настоящее время достоверная статистика отсутствует и в ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации» сведения о детях, переживших насилие в семье, не включаются. Однако в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Участились случаи умерщвления грудных детей: с 1998 по 2012 гг. количество таких преступлений возросло в 1,5 раза.
Цель квалификационной работы – рассмотреть криминологические аспекты борьбы с насилием в отношении детей.
Цель определила решение следующих задач:
1)Выявить понятие насилия над детьми в современном обществе.
2)Рассмотреть причины и условия насилия в отношении детей.
3)Исследовать основные направления предупреждения насильственных преступлений в отношении детей;
4)Изучить российский и зарубежный опыт борьбы с насилием в отношении детей.
Объект исследования – преступное насилие в отношении детей.
Предмет исследования – криминологические аспекты борьбы с преступным насилием в отношении детей.
Не нашли готовую?