О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ...3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ...6
1.1. Понятие, правовая природа, форма договора купли-продажи...6
1.2. Существенные условия договора купли-продажи...16
1.3. Субъекты договора купли-продажи...23
1.4. Классификация договоров купли-продажи...26
2.СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ ЛИБО НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ДОГОВОРУ...44
2.1. Права и обязанности продавца по договору купли-продажи...44
2.2. Права и обязанности покупателя по договору купли-продажи...49
3.ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ, ЛИБО НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ...53
3.1.Правовые последствия нарушения условий договора купли-продажи со стороны продавца...53
3.2.Правовые последствия нарушения условий договора купли-продажи со стороны покупателя...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...66
ВВЕДЕНИЕ
С куплей-продажей люди сталкиваются ежедневно, причем, приобретая продукты или другие товары в магазине, они зачастую не задумываются о том, что совершают с продавцом гражданско-правовую сделку, называемую договором купли-продажи. Как справедливо указывают исследователи, от функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые занимаются куплей-продажей, в конечном итоге зависит не только благополучие потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России ..
При этом торговля всегда считалась ремеслом, в той или иной мере связанным с обманом, поскольку торговец или купец продавал товар не за те деньги, которые заплатил сам. Целью продавца всегда было одно: продать товар с наибольшей выгодой, но это в общем справедливое и полезное желание не всегда согласовывалось и согласуется с интересами покупателя. Последний стремится купить нужную ему качественную вещь за приемлемую сумму, торговец же стремится продать каждому возможную покупателю именно то, что есть у него, иногда даже в случаях, когда кому-то из покупателей данный товар по тем или иным причинам не подходит. Всегда следует помнить, что торговец - это профессионал, представляющий чаще всего организацию, при заключении договора о продаже товара у него всегда есть определенное преимущество перед покупателем.
Причем поскольку продавец всегда знает о своем товаре больше, чем покупатель, да и умение продавать включает в себя многое, со времен древности у большинства людей в отношении розничных продавцов (да и продавцов вообще) сложилось определенное недоверие, что нашло свое отражение в законах и других нормативных правовых актах, регламентирующих сферу торговли. Такие акты содержат целый ряд ограничений продавца и мер, направленных на защиту покупателя, приобретающего товар для его конечного использования.
Наличие специфических норм, присущих только договору купли-продажи, выделяет этот договор в самостоятельную гражданско-правовую сделку, правовые основы которой установлены главой 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Кроме того, следует учитывать, что на значительную часть договоров розничной продажи товаров распространяет свое действие Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и целый ряд других нормативных актов.
Вопросы правового регулирования продажи товаров всегда в той или иной степени разрабатывались в отечественной цивилистике, это обусловлено значением таких договоров как одной из основных конструкций, на основе которой возникают правоотношения товарного обмена . Причем практика применения норм о договоре купле-продаже товаров до сих пор сталкивается с проблемами в их понимании и применении . В то же время ни Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации , которая была одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 года, ни Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» никаких изменений главы 30 ГК РФ не предусматривает.
К теме правового регулирования договора купли-продажи обращались и обращаются многие авторы, среди которых особо хотелось бы отметить Н.В. Васильчикову, В.Р. Войтова, В.Р. Дворецкого, И.Д. Еналееву, О.Г. Курноскину, Я.Е. Парций, Е.В. Романову. Одновременно с этим следует указать на отсутствие в их публикациях единого подхода по ряду вопросов. Работы указанных исследователей составили теоретическую основу работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникаю-щие в связи с куплей-продажей товаров, работ и услуг.
Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие куплю-продажу товаров, практика их применения в различных сферах.
Цель работы – провести комплексный правовой анализ договора купли-продажи товаров, выявить возникающие при его заключении и исполнении проблемы и выработать практические рекомендации в заключение работы.
Для достижения указанной цели автором были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «договор купли-продажи»;
- выявить специфические признаки различных видов договора купли-продажи;
- проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие договор купли-продажи;
- изучить особенности правового регулирования отдельных видов договора купли-продажи.
Теоретическая значимость работы состоит в комплексном рассмотрении договора купли-продажи, учитывающем все его правовые аспекты.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что оно является попыткой сформулировать рекомендации по улучшению правового регулирования купли-продажи в России. Результаты исследования могут быть использованы при разработке законодательных нормативов и практических мер.
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: логический, исторический, сравнительно-правовой и др.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Не нашли готовую?