Содержание
Введение...2
Глава I. Перцептивная лексика в русском языке.
1.1.Изучение перцептивной лексики в русском языкознании...5
1.2.Методы и приемы изучения перцептивной лексики...11
Выводы по главе I...19
Глава 2. Особенности функционирования перцептивной лексики в повести А. П. Чехова «Степь»
2.1.Номинации зрительно-слуховых восприятий в повести А.П.Чехова «Степь»...20
2.2.Номинации других типов восприятия в повести А.П.Чехова «Степь»...25
Выводы по главе II....33
Заключение...36
Использованная литература...40
Источники, словари и сокращения...40
Научно-исследовательская литература...40
Приложение...43
Зрительные восприятия...43
Восприятия слуха:...45
Восприятие запаха...48
Восприятия ВКУСА...49
Другие восприятия...49
Восприятие осязания...49
Восприятие температуры...51
Восприятие других чувств...52
Введение
Творчество А. П. Чехова занимает особое место не только в русской, но и в мировой литературе. Это объясняется не только спецификой его художественного стиля, тематикой и проблематикой его произведений, но и особенностями языка писателя. Все то, что так тщательно изображалось в литературе конца XIX- начала XX в. – необычайный трагизм обыденности, безысходность повседневности – впервые было обозначено в творчестве великого русского писателя.
Язык Чехова невозможно спутать с языком других писателей: его явная красота, доступность и понятность свидетельствуют в первую очередь о глубине жизненного опыта автора.
Как справедливо отмечает Н. К. Милых, «изучать язык писателя – значит выявлять речевые средства, которыми он выражает идейное содержание художественного произведения и эмоционально воздействует на читателя. Понятие языка писателя охватывает не только используемую им лексику, фразеологию, художественно-изобразительные средства, синтаксические конструкции, но и соотношение языковых компонентов произведения, приемы изображения действующих лиц, окружающей их обстановки и событий, в которых они участвуют; языковые приемы выражения основных мыслей автора, определяющих идейную направленность его творчества; приемы логического и эмоционального воздействия на читателя» [Милых, 1960, с. 185].
Творческая манера писателя, индивидуальность стилистики и языка его произведений в вое время рассматривались в работах М. К. Милых [1960], Л. П. Громова [1963], Е.Б. Гришаниной [1981], В. В. Химик [1982]. Все эти работы содержат ценную научную информацию о структуре контекста, о специфике языковых средств, используемых Чеховым в своих произведениях.
Из последних работ, посвященных исследованию языка писателя, следует назвать статьи И. Г. Горовой [2004] , Е.С. Игумновой [2012], В.А. Новосельцева [2013], Н. З. Гаджиевой [2014], Т. В. Кыштымовой [2014], К.А. Кочновой [2015].
Важное место в языке писателя занимает описание человеческих ощущений: зрительных, слуховых, вкусовых и т.д. На специфичность изображения тончайших нюансов человеческого восприятия указывали исследователи, соотнося это с профессиональными качествами Чехова-врача.
Исследованием перцептивных функций языка ученые занимаются достаточно давно и успешно. Так, перцептивные языковые единицы с точки зрения их модуса исследует И.Г. Рузин [1995]; отражение языковой картины мира в перцептивной лексике диалектоносителей рассматривает С.С. Кузнецова [2015]. Особенно ценными для нас явились выводы О.А. Мещяряковой, которая исследует перцептивную лексику на материале художественных произведений И.А. Бунина [2011].
Тем не менее языковое выражение сенсорных ощущений, так блестяще воплощенное А.П. Чеховым, представляет собой фрагментарные работы и потому нуждается в основательной систематизации. Данное обстоятельство позволяет нам говорить об актуальности предпринятой нами попытки охарактеризовать перцептивную лексику в произведениях А.П. Чехова (на примере повести «Степь»).
Объект исследования – перцептивная лексика.
Предмет исследования – специфика функционирования перцептивной лексики в художественном произведении.
В своей работе мы ставим целью исследовать функциональные особенности различных видов перцептивной лексики в повести А.П. Чехова «Степь».
Цель исследования определила постановку и решение ряда конкретных задач:
1.охарактеризовать проблемы изучения перцептивной лексики в отечественном языкознании;
2.определить методы и приемы изучения перцептивной лексики;
3.дать характеристику номинаций зрительно-слуховых ощущений, функционирующих в повести А.П. Чехова «Степь»;
4.выявить функциональные особенности других видов ощущений в повести.
Материалом исследования послужило художественное произведение – повесть А.П. Чехова «Степь».
Методологическую базу исследования составили: фундаментальный труд С. Л. Рубинштейна, в котором мы почерпнули знания о сенсорных ощущениях как психологической категории; работы Ю. Н. Караулова [1972] и Л.А. Новикова [1988], Е.В. Падучевой [2004], раскрывающие понятия семного подхода в изучении семантики лексических единиц. Диссертации И.Г. Рузина [1995] и С.С. Кузнецовой [2015] интересны методикой исследования перцептивных единиц. Особый интерес для нас представляет диссертация О.А. Мещеряковой, в которой исследование перцептивной лексики производится на материале художественного текста.
Гипотеза: В своем исследовании мы исходим из того, что перцепция – явление сложное и многомерное, связанное с пограничными областями. В художественном тексте перцептивная лексика репрезентируется при помощи целого аппарата лингвистических средств: прежде всего на концептуально-семантическом уровне, а также с помощью грамматического состава русского языка.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы приводится список использованных источников, словарей и научно-исследовательской литературы. Работа иллюстрирована и снабжена Приложением.
Не нашли готовую?