Оглавление
Введение...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к школьному обучению...6
1.1.Феномен психологической готовности ребенка к школе в психолого- педагогической литературе...6
1.2.Психологические особенности влияния семьи на психологическую готовность к школьному обучению...9
1.3.Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению...16
Глава 2. Организация экспериментального изучения проблемы влияния семьи на психологическую готовность ребенка к школьному обучению...24
2.1.Психолого-педагогическая диагностика проблемы готовности ребенка к школьному обучению...24
2.2.Рекомендаций родителям по формированию готовности ребенка к школьному обучению...30
Заключение...37
Список использованной литературы...41
Введение
Актуальность данной работы в том, что подготовка детей к школе одна из значимых мировых проблем образования. Значимость и важность решения ее как в высокоразвитых, так и в развивающих странах определяется необходимостью обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в школу. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление "Мотивационная готовность ребенка к школе.
Проблема подготовки детей к школе – одна из актуальных, особенно в связи с тем, что количество детей в возрасте 6-7 лет не готовых к систематическому обучению, превышает 30%, а почти половина детей дошкольного возраста не посещает детские сады. Такие дети до школы не приобретают опыта систематических занятий и социального общения со сверстниками.
Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. Она обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
На формирование личности будущего школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Школа не может заменить, ни полностью, компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Родители должны педагогически направлять, обогащать, усиливать положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Все вышеперечисленные факторы определяют актуальность выбранной темы исследования. Для формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо знать особенности влияния семьи на данный процесс.
Цель исследования – изучить семью как фактора психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Объект исследования – изучить особенности воспитания в семье.
Предмет исследования - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Гипотеза исследования: семья влияет на психологическую готовность ребенка к школе.
В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать феномен психологической готовности ребенка к школе в психолого- педагогической литературе;
2. Изучить психологические особенности влияния семьи на психологическую готовность к школьному обучению;
3. Выявить компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению;
4. Провести психолого-педагогическую диагностику проблемы готовности ребенка к школьному обучению;
5. Разработать рекомендации родителям по формированию готовности ребенка к школьному обучению
В исследовании использовались труды таких авторов, как Белошистая А.В, Божович Л.И, Елкина Н. В., Мариничева О. В., Запорожец А.В., Короткова Т.А., Куликовская И.Э., Озерова О.Е., Поддъяков А.Н., Савенков А.И. и др.
База исследования - ДОУ № 43 г. Коркино.
В данном исследовании испытуемые - 20 дошкольников, из них 50% мальчики и 50% девочки, все в возрасте 6-7 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод синтеза информации; методика Л.А. Венгера «Две школы»; методика «Изучение эмоционального отношения к школе».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы.
Не нашли готовую?