Содержание
Введение…3
Глава.I.Теоретические аспекты изучения межличностного общения.
§ 1.Раскрытие понятия «межличностное общение»…6
§ 2.Формирование межличностных отношений и их закономерностей…9
Выводы по I главе.
Глава.II.Психофизическое развитие детей и их особенности.
§1.Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. Причины и классификация…13
§2.Психолого-педагогическая характеристика развития детей (память, мышление, воображение, внимание, речь)…18
§3.Аспекты межличностного общения детей с задержкой психического развития…30
Вывод после II главы.
Глава.III.Направления коррекционной работы с задержкой психического развития.
§1.Методика изучения межличностного общения…39
§2.Содержание коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития…40
Выводы после III главы.
Заключение…47
Литература…48
Введение
Совокупность ценностных ориентаций человека определяет содержательную сторону направленности личности, детерминирует отношения человека к окружающему миру и самому себе, составляет основу его мировоззрения [2]. Таким образом, ценностные ориентации непосредственно влияют на поступки, поведение и межличностные отношения людей вообще и детей в частности.
Проблема межличностного взаимодействия детей с задержкой психического развития (ЗПР) весьма актуальна, но недостаточно разработана и далека от разрешения [18]. Возможность адекватной адаптации и успешного социального взаимодействия таких детей напрямую связана с эффективностью коррекционной и реабилитационной работы.
Известно, что дети, страдающие различными формами ЗПР, занимают одно из ведущих мест среди разных контингентов детей с интеллектуальной недостаточностью и негативно отличаются от сверстников по состоянию здоровья и психическому развитию. Такие дети имеют ряд личностных особенностей: низкая организация интеллектуальной деятельности, большая конформность, зависимость от окружающих, чувствительность, тревожность, эмоциональная неустойчивость и невыдержанность, высокое стремление показать себя в лучшем свете, быть не хуже других. Ряд исследователей (Прихожан А.М., Пузанов Б.П., Лапшин В.А. и др.) считает, что состояние их эмоционально-волевой сферы и поведения соответствует предшествующей возрастной стадии развития. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР впервые начинает осознавать свою несостоятельность в связи с неуспеваемостью. Это ведёт к появлению и развитию чувства неполноценности, которое он попытается компенсировать в других сферах, в том числе и в различных формах девиантного поведения. Следствием чего становятся трудности с социально-трудовой адаптацией в " детской" жизни и в межличностном взаимодействии. Важно отметить связь трудностей в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем [21]. Например, высокая тревожность и чувствительность детей с ЗПР - одна из причин возникновения и углубления трудностей в общении, взаимопонимании со сверстниками. Неумение контролировать жизненные ситуации, усугублённое низкой самооценкой, приводит к неуверенности в собственном будущем.
Совокупность ценностных ориентаций тесно связана с мотивами, определяющими поведение. Ценностные ориентации детей с ЗПР имеют свои особенности, как по содержанию, так и по темпу, и времени формирования. Сформированность или несформированность ценностно-смысловой сферы влияет на особенности межличностного взаимодействия.
Формирование ценностных ориентаций протекает по-разному в зависимости от пола, возраста и степени ЗПР. Следует учитывать, что большую роль в формировании ЦО, представлений о социальных нормах, а также чрезвычайно важного для ребёнка ближайшего окружения играют семья и школа. Независимо от формы поведения с возрастом усиливается теснота взаимосвязей ценностных ориентаций и свойств личности, что ведёт к усилению роли ценностных ориентаций в регулировании поведения [4],[5].
Отсюда можно сделать вывод, что для лучшей адаптации и налаживания межличностных взаимоотношений детей с ЗПР необходима своевременная коррекция именно ценностно-смысловой сферы. Таким образом, актуальность успешной социальной адаптации детей с задержкой психического развития требует более глубокого изучения взаимосвязи ЦО и особенностей межличностного взаимодействия этих детей.
Цель курсовой работы – исследование формирования межличностного общения детей с задержкой психического развития.
Задачами работы являются:
1.Изучение теоретических аспектов изучения межличностного общения.
2.Исследование психофизического развития детей с ЗПР и их особенностей.
3.Рассмотрение направлений коррекционной работы с задержкой психического развития.
Объект исследования – дети с задержкой психического развития.
Предметом нашего изучения явились вопросы специфических особенностей формирования межличностного общения у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Методы исследования – анализ и синтез, анкетирование, опрос.
Не нашли готовую?