ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка…6
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения...13
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...16
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ...23
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика развития мелкой моторики старшего дошкольного возраста...24
2.2 Описание формирующего эксперимента...32
2.3 Методика и анализ результатов контрольного этапа исследования...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...42
ПРИЛОЖЕНИЯ...46
ВВЕДЕНИЕ
Старший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире.
Дети с нарушением зрения имеют специфические особенности в своем развитии. У детей дошкольного возраста со зрительной патологией имеются проблемы в координации движений, слабо развита зрительно – моторная координация, сила и точность мелкой мускулатуры (Л.И. Солнцева) [16].
В специальной литературе(А.Г.Литвак, В.И. Лубовского) уделяется внимание освещению роли развития двигательной сферы, в частности мелкой моторики рук, в психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Отмечается важность коррекционных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики детей.
Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения требует больше времени, использования специальных приемов, необходимого учета состояния здоровья ребенка (Л.А.Дружинина) [20] .
Процесс развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л.И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня развития мелкой моторики рук. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков в дошкольном возрасте: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием (И.Л.Солнцева) [35].
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.
Л.И. Солнцева отмечает, что стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.
Еще Аристотель отмечал: изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, формирует у ребенка определенные навыки для осуществления многих других видов деятельности, при подготовке ребенка к школьному обучению.
Формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями зрения является очень значимой, в первую очередь для этих детей. Ребенок должен принимать участие в различных видах деятельности, и изобразительная не является исключением, несмотря на нарушения зрения. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей с ограничениями, что позволяет в большей мере реализоваться, освободиться от неприятных переживаний и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.
Занимаясь изобразительной деятельностью, происходит развитие различных психических процессов, моторики ребенка, отмечает Т.С. Комарова, что особенно является важным для детей с нарушениями зрения [16].
Объект исследования–процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования – особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты и экспериментально исследовать влияние средств изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1.Изучить роль мелкой моторики в развитии ребенка.
2.Изучить и охарактеризовать роль особенности мелкой моторики старших дошкольников с нарушением зрения.
3.Разработать содержание системы работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза: мы предполагаем, что средства изобразительной деятельности будут эффективно влиять на развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста с нарушением зрения.
При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы:анализ литературы, наблюдение, тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
База исследования: МДОУ № 138 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, МДОУ ДС № 144 общеразвивающего вида г.Челябинска.
Выборка составила 22дошкольника: 12 детей с нарушением зрения старшего возраста и 12детей с нормальным зрением старшего возраста.
Не нашли готовую?