Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет с ЗПР

Артикул:  03085
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  39  стр.
Стоимость:  390   руб.

Краткое описание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка…8
1.2 Особенности развития мелкой моторики в среднем дошкольном детстве...14
1.3 Особенности развития мелкой моторки у детей с ЗПР…20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗПР.
2.1 Методика диагностики…28
2.2 Результаты диагностики…30
2.3 Выводы…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…38

ВВЕДЕНИЕ

Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в детский садик и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Часто ЗПР сопровождается задержкой речи. Очень важным этапов в развитии ребенка с ЗПР при наличии задержке речи есть развитие мелкой моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, происходит активизизация и соседних зон, отвечающие за речь.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отме¬чают, что первоклассники часто испытывают се¬рьезные трудности с овладением навыков пись¬ма. Письмо — это сложный навык, включащий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хоро¬шо развитого зрительного восприятия и произ¬вольного   внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная   функциональная   зрелость   коры   головного мозга. Неподготовленность к письму, не¬достаточное развитие мелкой моторики, зритель¬ного восприятия, внимания может привести к воз¬никновению негативного отношения к учебе, тре¬вожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в шко¬лу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и коор¬динации движений руки, решают сразу две зада¬чи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вто¬рых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного   обучения.

Начинать работу по развитию мелкой мотори¬ки нужно с самого раннего возраста. Уже в мла¬денческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков са¬мообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в среднем и старшем дошкольном возрасте работа по раз¬витию мелкой моторики и координации движе¬ний руки должна стать важной частью подготов¬ки к школе.

Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения   его   взрослыми.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще Ф. Эн¬гельс писал: «Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко все новым операциям, благо¬даря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря все новому применению этих передан¬ных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям — только благо¬даря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она могла как бы силой волшебства вызвать к жиз¬ни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музы¬ку Паганини» . Иными словами, Ф. Эн¬гельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг, — в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизмы речи,  тесно связанные с  трудовыми процессами.

Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первич¬ный язык, с помощью которого проходило обще¬ние первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, ис¬ториков, биологов и т. д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим   органов. 

Интересен   онтогенез  развития   действий   рук ребенка.   И. М. Сеченов  был   одним   из   первых ученых, подвергших критике теорию наследствен¬ной   предопределенности   развития  движений   ре¬бенка как результат созревания определенных не¬рвных  структур.  Он  писал,  что движения  руки человека наследственно не предопределены, а воз¬никают  в   процессе   воспитания  и  обучения   как результат  ассоциативных  связей  между  зрительными,  осязательными  и мышечными  изменения¬ми в процессе активного взаимодействия с окру¬жающей  средой.

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии . Клинические обследования, в ходе стандартных медицинских осмотров, регулярно проводимых в ДОУ и поликлиниках регулярно проводимых в ДОУ и школах врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, кардиологом и др., не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако по наблюдениям педагогов и психологи они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения.

Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере маскируются возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Вот почему так важно обращать внимание на нарушения в развитии ребенка с самого дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Одним из наиболее важных направлений в ней является развитие общей и мелкой моторики.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему нашего исследования –исследование развития мелкой моторики руки дошкольников с ЗПР и  выявление наиболее эффективных средств, обеспечивающих коррекцию ее развития. 

Цель исследования, таким образом, - выявление особенностей развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой психического развития

Объект - развитие мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста. 

Предмет –  особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР.

Цель, объект и предмет позволяют нам сформулировать следующие задачи нашего исследования:

1.Обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка;

2.Подобрать методы работы по диагностике нарушений мелкой моторики у детей с ЗПР и апробировать ее результаты, полученные в ходе экспериментального исследования в ДОУ.

Методологической основой, позволяющей решить данные задачи, явились исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода - одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец); учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К.Анохин, Л.С. Выготский); учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова); сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори).

Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (беседа, тесты на переключаемость ребенка, координацию, графические тесты), метод анализа полученных данных.

Основные этапы исследования: диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР; обработка и анализ полученных результатов; разработка на их основании рекомендаций для коррекционной работы с данной категорией детей.

...
...

Способы оплаты: