Оглавление
Введение…3
Глава.1. Теоретические аспекты развития тревожности у детей дошкольного возраста.
1.1.Определение понятия «тревожность». Виды тревожности…6
1.2.Психологические факторы, формирующие тревожность у детей…9
Глава.2. Экспериментальное исследование тревожности детей дошкольного возраста.
2.1.Организация исследования…18
2.2.Определение уровня тревожности у детей экспериментальной группы..19
Заключение….25
Список литературы…27
Приложение…29
Введение
Как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, в последние годы существенно увеличилось количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами. В связи с рядом психологических изменений ребенка наибольшая выраженность в склонности и развития страхов наблюдается у детей дошкольного возраста. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с различными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели, педагоги, родители уловить эти изменения, понять, что происходящие с ребенком, и соответственно изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья.
Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Тревогу рассматривают в качестве психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов. Страх - естественная и нормальная реакция организма на какую-либо опасность, но преимущество этой эмоции ведет к негативным психологическим последствиям: развитию эмоциональной неудовлетворенности, исчезновению положительных эмоций (смеха, чувства полноты жизни), тревожно-пессимистической оценке будущего.
Впервые выделил и акцентировал состояние страха и тревожности известный австрийский психоаналитик Фрейд. Он охарактеризовал тревожность как эмоциональное переживание, включающее в себя ожидания и неопределенность, чувство беспомощности, а страх - как состояние аффекта.
Вообще изучению проблемы тревожности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов. Данной проблемой занимались такие ученые, как А.М. Прихожан, Р.С. Немова, С.С. Степанова, Е. Савина, Н. Шанина. Так же проблема детской тревожности были рассмотрены в работах Карен Хорни.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервном ослаблении ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Цель работы: изучение психологических факторов, способствующих развитию тревожности дошкольников.
Объект: особенности формирования тревожности у детей дошкольного возраста.
Предмет: тревожность у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью обоснования сущности понятия «тревожность»;
2) обосновать психологические факторы развития тревожности дошкольников;
3) провести исследование и определить уровень детской тревожности;
4) провести количественную и качественную обработку результатов исследования.
Методы исследования:
1.методы сбора информации (изучение психолого-педагогической литературы);
2.диагностические методы.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Не нашли готовую?