Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Психологическая готовность ребенка с нарушением зрения к школе

Артикул:  02760
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  40  стр.
Стоимость:  490   руб.

Краткое описание


Оглавление

Введение…3
1. Анализ психолого-педагогической литературы по готовности детей к школе с нарушением зрения.
1.1. Готовность детей к обучению в школе…7
1.2. Особенности готовности детей  к школе с нарушением зрения..25
2. Клинико - психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушением зрения и особенности их готовности к школе на примере МДОУ № 24 г. Челябинска.
2.1. Клинико - психолого-педагогическая  характеристика детей с нарушением зрения…31
2.2. Методики исследования психологической готовности детей к школьному обучению…34
2.3. Результаты исследования…36
Заключение…37
Список использованной литературы…39

Введение 

Актуальность исследования. Возникнув непосредственно из потребностей практики и оставаясь долгое время предметом прикладных исследований, проблема готовности — детей к систематическому школьному обучению со всей очевидностью становится одной из фундаментальных проблем в системе наук о человеке и его развитии.

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависищего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в  подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. В 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов.

Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития. На первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его.

К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характерезующая переход к младшему школьному возрасту. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельновти (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. 

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению  в обществе, условиям деятельности и общения.

Воспитание ребенка с нарушением зрения представляет сегодня сложную нерешенную  проблему. Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, незрячие и слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического  развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни. Слепым и слабовидящим детям уже с самого рождения требуют специальные мероприятия, направленные на формирование компенсаторных механизмов жизнедеятельности и мироощущения, а также на профилактику вторичных отклонений в развитии, таких как задержка психического развития, аутизм, задержка речи, нарушение интеллектуальной сферы и т.п. От  успешного решения этих проблем в дошкольном  и младшем школьном возрасте зависит дальнейшая интеграция в общество : их психическое и социальное благополучие, качество личной и общественной жизни, дальнейшая учебная деятельность.

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, активизируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.

В отечественной психологии проблема готовности в школьному обучению проанализирована в работах Л.С. Выготского (1983), Л.И. Божович (1968), Л.А, Вегнера (1978, 1994), Д.Б. Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоритических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С, Выготским и разработанные Д.Б. Элькониным, Л.А, Венгером положения о сформи- рованности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению. В содержание психологической готовности Д.Б.Эльконин включает новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте и составляющего основу критического периода при переходе к школьному обучению. Несмотря на единые исходные основы, психологическая готовность в понимании исследователей имеет разное содержание. До сих пор отсутствует четкое представление о самих критерия готовности в школе детей с нарушением зрения, которые должны служить показателями готовности к обучению. 

Проблема исследования психологической готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе актуальна тем, что в последнее время все больше детей являются неподготовленными к обучению в школе. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. И др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая  (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе. Этот вопрос еще более актуален применительно к детям с нарушением зрения.

Организация качественно нового изучения и формирования психологической готовности детей с нарушением зрения к школе на основе единой теоретико - методологической позиции позволит не только обобщить и объяснить эмпирические данные, но и повысить качество коррекционно - развивающей работы с детьми данной категории в целом. Поэтому становятся очевидным актуальность изучения психологической готовности к обучению в школе детей с нарушением зрения и необходимость разработки программы ее формирования.

Проблема готовности к школьному обучению требует своего дальнейшего разрешения в рамках разработки психокоррекционных программ, рекомендаций, более детального рассмотрения уровней и возрастных особенностей детей с нарушением зрением. Следовательно, актуальность исследования обусловлена недостаточностью изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных дошкольников с нарушением зрения к школе. Это обусловило выбор темы: «Психологическая готовность ребенка с нарушением зрения к школе».

Цель данной работы: провести теоретическое и клинико психолого-педагогическое исследование психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения.

Задачи исследования являются:

1.Изучить литературу по данной проблеме.

2.Рассмотреть готовность детей к обучению в школе.

3.Изучить особенности готовности детей  к школе с нарушением зрения.

4.Дать клинико - психолого-педагогическую  характеристику детей с нарушением зрения на примере МДОУ № 24 г.Челябинска.

5.Выявить методики исследования психологической готовности детей к школьному обучению МДОУ № 24 г.Челябинска

6.Подвести выводы по выполненному исследованию. 

Объект исследования –   готовность ребенка с нарушением зрения к школьном обучению.

Предмет исследования  – выявление психологической готовности ребенка с нарушением зрения к школе.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме,  метод А.Р.Лурия, направленный на изучение уровня памяти и методика Я. Иерасика, выявляющая уровень вербального мышления.

База исследования: МДОУ «Детский сад № 24 г. Челябинска». В эксперименте принимало участие  2 группы детей по 10 человек  старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – выявление психологической готовности ребенка с нарушением зрения  будет эффективным, если провести исследование уровня памяти и уровня вербального мышления в группах МДОУ.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (2-х глав), заключения и списка использованной литературы.

...
...

Способы оплаты: