Оглавление
Введение….3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания в системе НПО, как важнейшего фактора художественного образования, формирования духовной культуры личности.
1.1.Анализ педагогической, методической и искусствоведческой литературы…10
1.2.Роль педагога в ознакомлении учащихся с произведениями искусства…14
Выводы после первой главы…17
Глава 2. Содержание, цели и задачи нравственно-эстетического воспитания в системе НПО
2.1. Цели и задачи нравственно-эстетического воспитания в системе НПО, факторы влияющие на развитие нравственно-эстетического воспитания учащихся…18
2.2. Перспективы нравственно-эстетического воспитания…21
Выводы после второй главы…22
Заключение…23
Список использованной литературы…26
Введение
В современных условиях развития нашего общества, перестройки всей системы образования и культуры особое значение приобретает гуманизация и демократизация системы обучения и воспитания молодежи.
Гуманизация воспитания - одна из наиболее важных задач педагогической науки и практики. Суть гуманизации в признании ценности человека как личности,в его праве на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Пересмотр содержания воспитания происходит с учетом происходящих в мире глобальных процессов, усиление таких аспектов как воспитание в духе мира, гармонии, красоты и счастья для человека, признание личности человека как самоценности.
Поэтому отечественная система образования и воспитания обновляется на основе гуманистических принципов: неповторимость личности как субъекта воспитания, выстраивание отношений в системе образования на основе духовного и эмоционального единства и сотрудничества детей и взрослых. А это, в свою очередь, выдвигает на первый план проблему улучшения эстетического воспитания.
Как известно, эстетическое воспитание является одним из аспектов развития личности.
Особое место в составе нравственно-эстетического воспитания занимает развитие нравственных чувств, осознание красоты природы, окружающей действительности и отношений между людьми.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса, в первую очередь с нравственным воспитанием, и как бы пронизывает их, предопределяя их эффективность за счет целенаправленности процесса формирования у школьников развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное и гармонию в окружающем мире.
Понимая гармонию как стремление к идеалу и красоте, педагог должен передать это ребенку. Эстетическое, нравственное совершенствование осуществляется средствами природы, искусства, труда и через общение. Система дополнительного образования является мощным средством, способствующим нравственно-эстетическому развитию личности ребенка, необходимым условием для его самореализации, самодетерминации в культуре жизненного пространства и требует осмысления целей, путей, форм и методов ее совершенствования и развития. Это тот путь, который позволит сформировать нового человека, обладающего глубокой убежденностью, духовным богатством и высокой нравственной культурой, а также умеющего творчески трудиться. Поэтому возникает необходимость в познании закономерностей художественно-творческой деятельности детей при обучении и воспитании в учреждениях НПО для совершенствования учебно-воспитательного процесса в них, через все виды деятельности.
Если проанализировать стратегические цели, стоящие перед системой образования, то это - всестороннее развитие личности. Реализация этих целей возможна лишь на пути усвоения учащимися суммы знаний, умений и навыков, определенных программами.
При эстетическом воспитании через средства искусства, природы, труда и общения необходимо развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокий художественный вкус, умение правильно понимать и оценивать произведения искусства и богатство окружающего мира.
Важно использовать в этих целях возможности специальных учебных предметов, которые изучаются в учреждениях НПО. Такой подход к преподаванию этих предметов позволит решить первостепенную задачу, стоящую перед образованием - совершенствование нравственного формирования личности учащегося.
Обучение учащихся творческой деятельности в кружках, студиях, секциях и т.п. является важной составной частью проблемы целенаправленного воздействия на формирование мировоззрения, эстетических взглядов и художественных вкусов. Все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности, помогает вывести ее на уровень самообразования и саморазвития. Лишь при таком подходе можно сформировать компетентную творческую личность, способную решать задачи дальнейшего непрерывного самосовершенствования.
Говоря об этом, мы имеем ввиду целенаправленный комплекс учебно-воспитательных мероприятий в процессе работы с учащимися в кружках, студиях, секциях и т.п. системы дополнительного образования.
Анализ направлений работы и содержания учебных программ учреждений НПО позволяет выделить следующие приоритетные направления: изобразительное искусство, театр, музыка, спорт, краеведение.
Основы этих дисциплин частично изучаются в школе. Однако в школьных программах этим вопросам уделяется мало времени.
Больше возможностей при обучении в этом направлении у учреждений дополнительного образования, в том числе у учреждений НПО. Изучение этих предметов способствует эстетическому развитию детей через создание выразительных образов, возможностей различных стилизаций, созданию своих творческих работ.
Художественное воплощение идеи при работе в кружках, студиях способствует не только эстетическому развитию учащихся, но и формирует умения и навыки в работе с материалом, инструментами, позволяет совершенствовать творческие способности, пространственное представление и творческое воображение.
Типовые программы для системы дополнительного образования рекомендованы Управлением дополнительного образования Министерства образования России в качестве примерных для той или иной образовательной области. Многие из них модифицируются или адаптируются в соответствии с различными условиями или создаются авторские.
Содержание и методика проведения занятий в системе нравственно-эстетического воспитания в этой области до настоящего времени в достаточной степени не исследованы.
Преподаватель учреждения дополнительного образования призван помочь учащимся освоить способы творческой деятельности в той или иной области как средство выражения своего отношения к миру. Он должен научить воспринимать окружающую нас природу, осознавать свое отношение к этой природе и явлениям окружающей нас жизни с помощью специфических средств изучаемой области знаний. Он призван научить восприятию искусства своих учеников, воспитать их визуальную культуру, то есть помочь осознать себя как участника и источник формирования духовных ценностей, которые человек воспринимает как гармонию мира, окружающей его природы.
Философской основой для рассмотрения вопросов нравственно-эстетического воспитания явились труды Э.Канта, Н.Бердяева, И.Ильина, В.Соловьева, П.Сорокина, П.Флоренского, раскрывающих смысл творчества, роль и место искусства в жизни человека, человеческих отношений.
Проблемам развития творческих умений учащихся в учебной эстетической деятельности уделено внимание в работах и исследованиях педагогов и психологов (А.Банфи, Н.С.Боголюбова, И.П.Волкова, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьева, В.С.Кузина и др.), в исследованиях по проблемам эстетического развития и воспитания (М.С.Кагана, Т.Я.Шпикаловой и др.).
Все исследователи отмечают большие возможности для нравственно- эстетического развития в художественно-творческой деятельности у детей, различные подходы и возможности при создании художественных образов, выражении своего отношения к окружающему миру. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности рассматриваемой нами проблемы.
В предлагаемой работе ставится цель - осветить теоретические основы системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начального профессионального образования. Но еще раз нужно подчеркнуть, что речь идет об очень сложной научно - практической проблеме, где при нынешнем уровне нашего знания не на все вопросы могут быть даны ответы.
В своих исследованиях по решению данных проблем мы основываемся на трудах и учебных пособиях ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования,- Н.Н.Ростовцев, Г.В.Беда, В.С.Кузин,Г.Б.Смирнов,Е.В.Шорохов,Т.Я.Шпикалова,А.С.Хворостов,Т.С.Комарова , Д . Б . Кабалевский,Б.Т.Лихачев, Н.П.Сакулина,Э.И.Кубышки-на,А.А.Унковский,С.Е.Игнатьев,А.Е. Тереньтьев .
Эти работы имеют существенное значение для разработки эффективных педагогических средств, методов и приемов эстетического воспитания.
В настоящее время в публикациях по вопросам изобразительного искусства подчеркивается необходимость специального изучения специфики детского художественного творчества в работах таких авторов, как В.Г.Волков, С.Е.Игнатьев, В.К.Лебедко, И.С.Якиманская, Н.Н.Ростовцев,А.Е.Терентьев и других.
Вместе с тем нужно отметить, что современная постановка процесса обучения при параллельном расширении художественного образования в сфере дополнительного образования требует специфических подходов к организации учебной деятельности в этой области. Интеграция учебных курсов, дифференциация различных групп учащихся, разработка новых авторских программ по эстетическому воспитанию, которые занимают большое место в работе современной школы, работа кружков, факультативов по изобразительному искусству и детскому творчеству требует целенаправленных исследований в этих областях.
За последние годы выполнен ряд диссертаций, в которых в большей или меньшей степени освещаются вопросы нравственно-эстетического воспитания. К ним относятся диссертационные исследования Андреюшина А.Н.,Ивановой Т.Н.,Сокольниковой Н.М.,Шмачиной С.В.,Скомороховой М.И., Суходольской О.В.
Проведенный анализ публикаций, обобщение опыта моделирования нравственно - эстетического воспитания в системе НПО позволили определить, что проблемой исследования является описание системы нравственно-эстетического воспитания в учреждениях НПО.
Объект исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания при обучении в учреждениях НПО.
Предмет исследования: педагогические пути, методы и средства нравственно-эстетического воспитания средствами профессионального образования.
Указанные проблема, объект и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
1.Изучение теоретических основ нравственно-эстетического воспитания в системе НПО, как важнейшего фактора художественного образования, формирования духовной культуры личности.
2.Определение содержания, целей нравственно-эстетического воспитания в системе НПО.
3.Подведение выводов по проделанной работе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что определение содержания, целей нравственно - эстетического воспитания в учреждении дополнительного образования, разработка модели системы нравственно-эстетического воспитания на их основе, разработка научно-теоретических и дидактических основ реализации системы нравственно-эстетического воспитания обеспечивают высокий уровень нравственно-эстетического развития детей при обучении в учреждениях НПО.
Методологической основой исследования являются труды классиков по философии, социально-методологическим проблемам, психологии, педагогике, положение о всестороннем и гармоническом развитии личности, эстетике, этике, научно-теоретические основы в области нравственно-эстетического воспитания, документы в области образования, а также методы системного подхода.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, теоретический анализ по проблеме, анализ накопленных к настоящему времени выводов и практических рекомендаций по педагогике, психологии, изучение и обобщение практики нравственно-эстетического воспитания в прошлом и настоящем.
Не нашли готовую?