Марина
8 (963) 4627092
infozakaz.diplom@gmail.com
07:00-24:00 Мск

Личностно-ориентированный подход взаимодействия школы и семьи

Артикул:  02756
Предмет:  Психология и педагогика
Вид работы:  Готовые курсовые работы
В наличии или на заказ:  В наличии
Объём работы:  56  стр.
Стоимость:  390   руб.

Краткое описание


Содержание

Введение…3
Глава 1. Личностно-ориентированный подход взаимодействия семьи и школы как педагогическая проблема.
1.1.Историко-педагогический обзор проблемы взаимодействия семьи и школы…7
1.2.Личностно ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности. 11
Глава 2. Взаимодействие семьи.
2.1.Понятие семьи и понятие воспитания…18
2.2.Роль семьи в воспитании…20
Глава 3. Взаимодействие семьи и школы. Парадигмы личностно-ориентированного подхода. Практические основы. 
3.1.Понятие и формы взаимодействия семьи и школы…26
3.2.Опыт. Практика…36
Заключение…44
Список использованной литературы…46
Приложение № 1.

Введение

Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность -производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка. 

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со как школы, так и семьи. 

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания. 

Взаимодействие школы и семьи всё больше требует рассмотрения со стороны личностно-ориентированного подхода.

 Личностно-ориентированный подход во взаимодействии школы и семьи, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия педагога и ребенка является сущностью их развития.

Используя личностно-ориентированный подход, школа содействует становлению человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Ведь образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Педагоги общеобразовательных учреждений не формируют какие-либо качества, заранее заданные, не преобразуют ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а помогают ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Личностно - ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Основы личностно-ориентированного подхода были заложены в психологических трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований  используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это и школа и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнона-правленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд. 

Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи. 

Изучение научной литературы по вопросам взаимодействия школы и семьи позволило выявить степень проработанности отдельных аспектов исследуемой проблемы. 

Семейному воспитанию посвящены труды К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, ЯЛ. Коменского, П.Ф. Лестгафта, Дж. Локка, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. В педагогических трудах Н.К. Крупской нашла отражение идея педагогического просвещения родителей в процессе взаимодействия со школой. СТ. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы со средой, частью которой является семья школьника. 

Основы организации взаимодействия школы и семьи отражены в трудах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой. 

Современные проблемы семейного воспитания освещены Ю.П.Азаровым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, В.А. Кан-Каликом, О.В. Морозовой, A.B. Петровским, A.C. Спиваковской. 

Вопросы взаимодействия школы со средой, в том числе с семьей школьника исследованы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, В.В. Дружининым, A.B. Мудриком, Л.И. Новиковой, М.М. Плоткиным, В.Д.Семеновым. 

Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых: 

-противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания; 

-противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание; 

-противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия; 

-противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике; 

-противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей. 

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике, что влечет за собой необходимость проектирования технологии взаимодействия школы и семьи. 

На основе противоречий и проблем мы определили тему исследования «Личностно-ориентированный подход  взаимодействия школы и семьи» 

Цель исследования: исследовать  взаимодействие школы и семьи путем личностно-ориентированного подхода, разработать программу  взаимодействия школы и семьи на примере образовательного учреждения, рассмотреть опыт взаимодействия школы и семьи на примере данного образовательного учреждения.

Объект исследования: процесс взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания  личности. 

Предмет исследования: лично-ориентированный подход во взаимодействии школы и семьи. 

Задачи работы:

1.Рассмотреть историко-педагогический обзор проблемы взаимодействия семьи и школы.

2.Сформулировать и рассмотреть личностно ориентированный подход как современную ориентацию в педагогической деятельности. 

3.Охарактеризовать взаимодействие семьи: дать понятие семьи и понятие воспитания, показать роль семьи в воспитании ребенка.

4.Охарактеризовать формы взаимодействия семьи и школы, рассмотреть парадигмы личностно-ориентированного подхода. 

5.Привести опыт взаимодействия семьи и школы на примере общеобразовательной школы № 92, составить программу взаимодействия семьи и школы на примере этого образовательного учреждения.

6.Сформулировать выводы по курсовой работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория деятельности (Л.С. Выготкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теория организации и проведения научно-педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.), теория социального воспитания (В.Г. Бочарова, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, М.М. Плоткин, Н.Е. Щуркова и др.), личностно-ориентированный подход (Б.З. Вульфов, В.Д. Семенов, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др. 

Для решения поставленных задач используются следующие методы: 

Теоретические: исторический, метод теоретического анализа и синтеза, обобщение, систематизация, прогнозирования. 

Эмпирические: наблюдение, опросные методы, анализ статистических данных, изучение педагогической литературы, изучение опыта, изучение школьной документации, изучение результатов деятельности, педагогический эксперимент. 

Исследование было проведено на примере образовательного учреждения  Школа № 92.

...
...

Способы оплаты: