Содержание
Введение…3
Глава 1. Личностно-ориентированный подход взаимодействия семьи и школы как педагогическая проблема.
1.1.Историко-педагогический обзор проблемы взаимодействия семьи и школы…7
1.2.Личностно ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности. 11
Глава 2. Взаимодействие семьи.
2.1.Понятие семьи и понятие воспитания…18
2.2.Роль семьи в воспитании…20
Глава 3. Взаимодействие семьи и школы. Парадигмы личностно-ориентированного подхода. Практические основы.
3.1.Понятие и формы взаимодействия семьи и школы…26
3.2.Опыт. Практика…36
Заключение…44
Список использованной литературы…46
Приложение № 1.
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность -производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.
Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со как школы, так и семьи.
Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.
Взаимодействие школы и семьи всё больше требует рассмотрения со стороны личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный подход во взаимодействии школы и семьи, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия педагога и ребенка является сущностью их развития.
Используя личностно-ориентированный подход, школа содействует становлению человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Ведь образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Педагоги общеобразовательных учреждений не формируют какие-либо качества, заранее заданные, не преобразуют ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а помогают ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.
Личностно - ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».
Основы личностно-ориентированного подхода были заложены в психологических трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это и школа и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнона-правленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.
Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.
Изучение научной литературы по вопросам взаимодействия школы и семьи позволило выявить степень проработанности отдельных аспектов исследуемой проблемы.
Семейному воспитанию посвящены труды К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, ЯЛ. Коменского, П.Ф. Лестгафта, Дж. Локка, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. В педагогических трудах Н.К. Крупской нашла отражение идея педагогического просвещения родителей в процессе взаимодействия со школой. СТ. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы со средой, частью которой является семья школьника.
Основы организации взаимодействия школы и семьи отражены в трудах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой.
Современные проблемы семейного воспитания освещены Ю.П.Азаровым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, В.А. Кан-Каликом, О.В. Морозовой, A.B. Петровским, A.C. Спиваковской.
Вопросы взаимодействия школы со средой, в том числе с семьей школьника исследованы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, В.В. Дружининым, A.B. Мудриком, Л.И. Новиковой, М.М. Плоткиным, В.Д.Семеновым.
Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:
-противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;
-противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;
-противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;
-противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;
-противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике, что влечет за собой необходимость проектирования технологии взаимодействия школы и семьи.
На основе противоречий и проблем мы определили тему исследования «Личностно-ориентированный подход взаимодействия школы и семьи»
Цель исследования: исследовать взаимодействие школы и семьи путем личностно-ориентированного подхода, разработать программу взаимодействия школы и семьи на примере образовательного учреждения, рассмотреть опыт взаимодействия школы и семьи на примере данного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания личности.
Предмет исследования: лично-ориентированный подход во взаимодействии школы и семьи.
Задачи работы:
1.Рассмотреть историко-педагогический обзор проблемы взаимодействия семьи и школы.
2.Сформулировать и рассмотреть личностно ориентированный подход как современную ориентацию в педагогической деятельности.
3.Охарактеризовать взаимодействие семьи: дать понятие семьи и понятие воспитания, показать роль семьи в воспитании ребенка.
4.Охарактеризовать формы взаимодействия семьи и школы, рассмотреть парадигмы личностно-ориентированного подхода.
5.Привести опыт взаимодействия семьи и школы на примере общеобразовательной школы № 92, составить программу взаимодействия семьи и школы на примере этого образовательного учреждения.
6.Сформулировать выводы по курсовой работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория деятельности (Л.С. Выготкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теория организации и проведения научно-педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.), теория социального воспитания (В.Г. Бочарова, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, М.М. Плоткин, Н.Е. Щуркова и др.), личностно-ориентированный подход (Б.З. Вульфов, В.Д. Семенов, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
Теоретические: исторический, метод теоретического анализа и синтеза, обобщение, систематизация, прогнозирования.
Эмпирические: наблюдение, опросные методы, анализ статистических данных, изучение педагогической литературы, изучение опыта, изучение школьной документации, изучение результатов деятельности, педагогический эксперимент.
Исследование было проведено на примере образовательного учреждения Школа № 92.
Не нашли готовую?